Слайд 1 «Составляйка»
1.Какое из перечисленных
ниже движений является механическим колебанием?
Т. Движение мяча, падающего на землю
Д.
Движение спортсмена, совершающего прыжок в длину
К. Движение струны гитары
Слайд 22. Амплитуда колебания – это…
Е. Отклонение колеблющегося тела от положения
равновесия
У. Наибольшее (по модулю) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия
Г.
Координата колеблющегося тела
Слайд 33.Частота колебаний – это…
В. Число колебаний за единицу времени
Ф. Число
колебаний за некоторое время
Л. Число колебаний за время, равное периоду
колебаний
Слайд 44. Как изменится частота колебаний математического маятника, если его длину
уменьшить?
О. Уменьшится
И. Сначала уменьшится, а затем увеличится
З. Увеличится
Слайд 6Процесс распространения звука
Человек ощущает звук, если
имеется источник звука, колеблющийся с
частотой от 16Гц до 20 кГц.
имеется упругая среда между ухом
и источником звука
Слайд 7Источники звука могут быть естественными и искусственными:
Слайд 8Тема урока
«Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс»
Выполнила
учитель математики и физики
МБОУ СОШ №45
Бачихина С.И.
Слайд 91. Как происходит процесс отражения звука.
2. Какие условия необходимы
для существования эха.
3. Какие существуют способы усиления звука.
4. Что
такое звуковой резонанс и каковы условия его возникновения.
Слайд 10Отражение звука.
если препятствие по своим размерам намного превышает длину звуковой
волны
(17 мм – 21 м)
(20 000 Гц – 16 Гц)
Слайд 11Отражение звука
Эхо – это звуковые волны, отраженные от какого- либо
препятствия и возвратившиеся к источнику звука.
Увеличение длительности звука, вызванное
его отражением от препятствий, называется реверберацией
Слайд 12ЭХО
Промежуток времени между отраженным звуком и произнесённым в воздухе должен
составлять 1/15 с.
Портик Эхо в Олимпии
Слайд 13
Решите задачу:
Наблюдатель находится на расстоянии 85 м от отвесной скалы.
Через какое время он услышит эхо от произнесенного восклицания?
Слайд 14Отражение звука
хорошее
плохое
гладкие поверхности
упругие тела
мягкие ткани,
пористые тела
Слайд 15 Тридцатикратное эхо дворца Симонетта в Милане.
В Галерее шёпота
в Соборе Св. Павла в Лондоне эхо такое, что, стоя
у одной стены собора, вы можете услышать, о чём шепчутся люди у другой стены собора, находящейся от вас в 36м.
В замке Вудсток в Англии эхо отчетливо повторяет 17 слогов.
Слайд 17Резонанс
Резонанс (франц. resonance, от лат. resono — звучу в ответ,
откликаюсь), явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной
системе, при совпадении частоты вынуждающей силы с ее собственной частотой.
Слайд 18
Вред и польза резонанса
Использование:
Растворение порошкового молока в воде.
Резонаторы в
музыкальных инструментах.
Магнитно-резонансное обследование организма.
Раскачивание качелей.
Раскачивание языка колокола.
Резонансные замки и ключи.
Вред:
Разрушение сооружений.
Обрыв проводов.
Расплескивание воды из ведра.
Раскачивание вагона на стыках рельсов.
Вибрации в трубопроводах.
Раскачивание груза на подъёмном кране.
Слайд 19Обрушение мостов
С резонансом можно встретиться и тогда, когда это совсем
нежелательно. Так, например, в 1750 году близ города Анжера во
Франции через цепной мост длиной 102 м шел в ногу отряд солдат. Частота их шагов совпала с частотой свободных колебаний моста. Из-за этого размахи колебаний моста резко увеличились, и цепи оборвались. Мост обрушился в реку.
В 1830 году по той же причине обрушился подвесной мост около Манчестера в Англии, когда по нему маршировал военный отряд.
В 1906 году из-за резонанса разрушился и так называемый Египетский мост в Петербурге, по которому проходил кавалерийский эскадрон.
Теперь для предотвращения подобных случаев войсковым частям приказывают “сбить ногу” и идти не строевым, а вольным шагом.
Чтобы избежать резонанса при переезде поезда через мост, он проходит его либо на медленном ходу, либо на максимальной скорости ( чтобы частота ударов колес о стыки рельсов не оказалась равной собственной частоте моста).
С резонансом можно встретиться не только на суше, но и в море и даже в воздухе. Так, например, при некоторых частотах вращения гребного вала в резонанс входили целые корабли. А на заре развития авиации некоторые авиационные двигатели вызывали столь сильные резонансные колебания частей самолета, что он разваливался в воздухе.
Слайд 20Способ исключения вредного воздействия резонанса
Железнодорожный вагон является колебательной системой,
которая может сильно раскачаться оттого, что при движении получает периодические
удары, вызывающие вынужденные колебания. Как устранить ударную нагрузку на вагон при наезде колеса на стык рельса?
Делать стык косым под углом 45 град. к оси рельса. Накатываясь на следующий отрезок рельса, колесо продолжает еще катиться по предыдущему отрезку, при этом оно не встречает промежутка между рельсами, перпендикулярного образующей колеса, и бесшумно перекатывается с одного отрезка на другой. )
Слайд 21Способ исключения вредного воздействия резонанса
В странах Востока, например в Японии,
во время землетрясения часто бывало так, что разрушались железобетонные здания,
стальные мосты, а деревянные пагоды стояли как ни в чем ни бывало. В чем был секрет пагод?
Секрет пагод на хорошем изобретательском уровне: внутри каждой пагоды древние строители подвешивали сверху вниз длинную деревянную балку с грузом на конце. Частоту колебаний этого своеобразного маятника подбирали такой, что во время землетрясения он раскачивался в противофазе с самой постройкой, помогая гасить колебания.
Слайд 231. Как происходит процесс отражения звука.
2. Какие условия необходимы
для существования эха.
3. Какие существуют способы усиления звука.
4. Что
такое звуковой резонанс и каковы условия его возникновения.
Слайд 25
Рассказывают, что при пении Ф.И. Шаляпина дрожали (резонировали) хрустальные подвески
люстр. От того ли, что голос был громким? Вовсе нет.
А от чего?
Слайд 26Почему при некоторой скорости движения оконные стекла в пассажирском автобусе
начинают дребезжать?
Слайд 27 Когда прислушиваются к определенному шуму, то невольно раскрывают рот.
Почему?
Слайд 28 Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель или комар?
Слайд 30
Чем вызывается звучание кузнечика?
Слайд 31 Даны графики колебаний двух источников звука. Какой источник создает звук
большей громкости?
Слайд 32 Даны графики колебаний двух источников звука. Звук от какого источника
выше по тону?
Слайд 33 Как изменится высота звука, издаваемого циркулярной пилой, если на ней
начать распиливать толстую доску из плотной древесины?
Слайд 34Тест.Проверь себя:
1. Какой диапазон частот имеют звуковые
волны?
э)16 – 20Гц з) 20
– 30кГц ц) 16Гц – 20кГц
2.Как распространяется звук в однородной среде?
х) звук распространяется прямолинейно с постоянной скоростью в одном направлении;
б) звук распространяется по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием;
е) звук распространяется прямолинейно с постоянной скоростью по всем направлениям.
3. Пустая телега сильно гремит. О чем идет речь в пословице?
о) о высоте звука р) о громкости
д) о резонансе т) о скорости
Слайд 35
4. Чему равна длина звуковой волны в воде, если
ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?
л) 0,5 м; о) 2 м; н) 4 м.
5. Когда возникает акустический резонанс?
л) частота колебаний тела равна частоте колебаний звуковой волны
с) частота колебаний тела меньше частоты колебаний звуковой волны
и) частота колебаний тела больше частоты колебаний звуковой волны.
6. Когда возникает эхо?
в) звуковые волны поглощаются телами
к) звуковые волны проходят сквозь тела
о) звуковые волны отражаются от тел, находящихся на их пути.
7. На какую характеристику звука реагирует наше ухо?
ф) длина волны м) частота л) скорость з) на все три
Слайд 36Проверка теста
МОЛОДЕЦ
Шкала: 0 – 2б. – «2»
3 – 4б. – «3»
5 – 6б. – «4»
7б. – «5».
Слайд 37Домашнее задание
Параграфы 34 – 40.
Найти ответы на вопросы:
за счет чего
появляется звук у певчих птиц?
как получаются скрипучие звуки у некоторых
жуков?
Выбрать 1 задание:
Подготовить презентацию « Звук и здоровье человека».
Составить кроссворд « Звуковые волны» по литературным произведениям.
Домашнее экспериментальное задание «Поющие бокалы». Выяснить зависимость звука от частоты, а частоты от длины звучащего предмета.
Слайд 38
Рефлексия
«Сиквейн» восточное стихотворение
Существительное
2 глагола
3 прилагательных
Из 3-4 слов предложение.
Физика
Учит,
развивает.
Мудрая, экспериментальная, образовательная.
Я люблю физику!!!!!
Слайд 39изречения древнекитайского философа, последователя Конфуция – Сюнь-цзы:
“Не поднявшись на высокую
гору, не узнаешь высоты неба.
Не взглянув в глубокое ущелье
в горах, не узнаешь толщины земли.
Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности”.
“В учении нельзя останавливаться”.