Слайд 1Повторительно – обобщающий урок в 8 классе по теме «Агрегатные
состояния вещества»
Учитель физики Костырко Людмила Витальевна
МКОУ Воздвиженской СОШ
Чулымского района Новосибирской
области
Слайд 19Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа
до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы
до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: «Теплота»!
Слайд 20Тема:
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ
Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят еще
раз.
Античный афоризм
Слайд 21
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме “Изменения
агрегатных состояний вещества”.
Слайд 22"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок"
С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных
произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.
Слайд 23
Е. Баратынский “Весна”.
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем
хребте
Поднятый ею лед!
Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?
Какие
тепловые процессы отражены в этом отрывке?
Слайд 24
Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа
на окне.
Зачем ей розы? Видно это
Зима тоскует о весне.
Вопрос: Какое
физическое явление нашло отражение в этом отрывке?
Переведите на физическую терминологию процесс “рисования” стужи на окне.
Слайд 25
А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
В окно увидела Татьяна
Поутру
побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре.
Вопрос: Что представляют собой “На стеклах легкие узоры?”
Слайд 26Саша Черный "Северная лирика"
Лопнет в градуснике ртуть
Или
лопнут скулы,
Тяжелей и гуще муть,
Холод злей акулы.
Вопрос: Какой
была температура воздуха?
Слайд 27А. Вознесенский "Мороз"
Помнишь время молодое
Мы врывались на пари,
Оставляя
пол-ладони
Примороженной к двери.
Вопрос: Почему пол-ладони оказались приморожены к двери?
К какой части двери?
Слайд 28
Из норвежской сказки «Кари – Замарашка»
Вот, наконец, добралась она
до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало
с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все все было из чистого золота.
Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото капало каплями?
Слайд 29ЖИДКОСТЬ
ТВЕРДОЕ
ТЕЛО
кристаллизация
плавление
конденсация
парообразование
десублимация
сублимация
ГАЗ
Слайд 30Плавление
2. Как изменяется энергия молекул и их расположение?
1. Как
изменяется внутренняя энергия вещества?
4. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?
5.
Как изменяется температура вещества при плавлении?
3. Когда тело начнет плавиться?
При нагревании увеличивается температура. Скорость колебания частиц возрастает. Увеличивается внутренняя энергия тела. Когда тело нагревается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает разрушаться. Энергия нагревателя идет на разрушение решетки.
Плавление – переход вещества из твердого состояния в жидкое.
Тело принимает энергию
Слайд 31
Кристаллизация – переход вещества из жидкого состояния в твердое.
Жидкость отдает
энергию
2. Как изменяется энергия молекул и их расположение?
1. Как изменяется
внутренняя энергия вещества?
4. Изменяются ли молекулы вещества при кристаллизации?
5. Как изменяется температура вещества при кристаллизации?
3. Когда тело начнет кристаллизоваться?
Кристаллизация
Слайд 32t°,C
t,мин
20
40
60
-20
-40
-60
График зависимости температуры кристаллического тела (льда) от времени его нагревания.
Начальная
температура льда – 40°С.
●
А
F
E
D
C
B
K
АB – нагревание льда
ВС– плавление льда
CD -
нагревание воды
DE – охлаждение воды
EF – отвердевание воды
FK – охлаждение льда
●
●
●
●
●
●
Пока лед плавится, температура его не меняется.
Q
Q
Слайд 33По данному графику расскажите, что происходит с телом на каждом
участке, и какое это вещество
t,0C
1
2
3
4
5
6
7
t, мин
4200С
Слайд 34
В сосуде находится лед при температуре -100С. Сосуд поставили на
горелку, которая дает в равные промежутки времени одинаковое количество теплоты.
Укажите, какой график соответствует описанному случаю?
Слайд 35Постройте график процессов, происходящих со сталью находящейся при температуре 400С
(t пл = 15000С) при нагревании её до 20000С и
последующем охлаждении. Объясните каждый участок графика
t,0C
t, мин
40
1500
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ГРАФИКИ НАГРЕВАНИЯ И ПЛАВЛЕНИЯ ТЕЛА
2000
Слайд 36Самостоятельная работа
(на умение читать график)
1 вариант
4;
1;
3;
5;
2;
3;
1;
5;
2 вариант
2;
2;
4;
1;
2;
3;
2;
4;
Слайд 37Задание на поиск информации в тексте (из материалов ГИА)
Прочитайте текст.
Ответьте
на вопросы данные в конце текста.
Слайд 38Количество теплоты, которое получает (или отдаёт) тело, зависит от его
массы, рода вещества, и изменения температуры.
КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ - энергия, которую
получает или теряет тело при теплопередаче
Обозначение :
Ед. измерения:
1 Дж
Расчёт количества теплоты
Q
Q = сm(t - t)
2
1
Слайд 39 Удельная теплоемкость
С - вещества показывает, какое количество теплоты
необходимо, чтобы изменить температуру вещества массой 1 кг на
1°С.
Слайд 40
232
327
●
●
●
●
●
Олово
Свинец
1 кг
1 кг
Q = 0,25 • 105 Дж
Q = 0,59
• 105 Дж
Удельная теплота плавления (λ) – это физическая величина,
показывающая, какое количество теплоты необходимо для полного превращения 1 кг вещества из твердого состояния в жидкое, взятого при температуре плавления.
Единицей удельной теплоты плавления в СИ служит 1 Дж/кг.
[λ] = [Дж/кг]
Q = λ m
λ = Q/m
m = Q/λ
Слайд 41РАСЧЕТ ТЕПЛА ПРИ ПЛАВЛЕНИИ И ОТВЕРДЕВАНИИ
Задача 1 (I уровень)
Алюминиевый
брусок массой 150 г нагрет до температуры плавления. Определить
количество теплоты, необходимое для плавления бруска.
Дано:
m = 150 г
λал = 3,9 * 105 Дж/кг
Qал - ?
Решение:
Q = λал * m = 0,15кг *3,9* 105 Дж/кг=0,59* 105 Дж=59кДж
= 0,15 кг
СИ
ОТВЕТ: Q = 59 кДж
Плавление
Слайд 42Задача 2 (II уровень) Сколько тепла необходимо для плавления куска
железа массой 400 г, находящегося при температуре 390С. Постройте график.
Дано:
mсв
= 400 г
λсв=2,7*105 Дж/кг
Q - ?
t1 = 390C
t2 = 15390C
Решение:
Нагревание железа
Q1 = c m (t2 - t1)
cсв = 460 Дж/кг0C
Q1 = 460*0,4*(1539-39) =276000 Дж = 276 кДж
СИ
0,4 кг
Плавление железа
Q2 = 2,7*105*0,4 = 1,08*105 Дж = 108000 Дж = 108 кДж
Q = Q1 + Q2
Q = 276 + 108 = 384 кДж
ОТВЕТ: Q = 384 кДж
РАСЧЕТ ТЕПЛА ПРИ ПЛАВЛЕНИИ И ОТВЕРДЕВАНИИ
Q2 = λ m
Слайд 43t0C
1539
t мин
39
нагревание
плавление
Слайд 44Задача 3 (III уровень)
Готовя пищу, полярники используют воду, полученную из
расплавленного льда.
Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить
лед массой 30 кг и полученную воду вскипятить, если начальная температура льда равна -200С? Построить график процесса.
(Потерями подводимой теплоты, затраченной на нагревание окружающих тел пренебречь.)
Слайд 45Решение задачи
Дано:
m=30кг
t1=-200C
t2=00C
t3=1000C
cльда=2100 Дж/кг
своды=4200 Дж/кг 0С
λ = 34·104Дж/кг
Найти Q=?
Слайд 46Решение задачи
Решение:
1.Нагревание льда от -100С до 00С
Q1= сльда m(t2 –
t1)
2. Плавление льда
Q2 = λ m
3. Нагревание воды от 00С
до 1000С
Q3 = своды m(t3 – t2)
4. Общее количество теплоты
Q = Q1 + Q2 + Q3
Слайд 47t0C
t мин
100
0
- 20
Нагревание льда
плавление
Нагревание воды
Слайд 48Алгоритм решения задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
1. Запишите
условие задачи (ДАНО).
2. Переведите единицы в СИ.
3. Выясните, о каких
процессах говорится в задаче.
4. Выпишите из таблиц температуру плавления и температуру кипения вещества и постройте графики процессов.
5. Подберите к каждому процессу формулу, запишите её.
6. Выпишите из таблиц недостающие величины (удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).
7. Вычислите количество теплоты.
8. Проверьте решение по размерности.
9. Запишите ответ.
Слайд 49Самостоятельная работа
Карточка с задачами I, II и III уровней.
I уровень
на «3»
II уровень на «4»
III уровень на «5»
Каждый решает ту
задачу, которую может. Можно решить две.
Слайд 50
Иван Суриков “Залилась заря”
От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет
роса
На траве серебром.
Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом
отрывке?
Слайд 51
Фет "Метель"
Все молчит, – лучина с треском
Лишь
горит багровым блеском,
Да по кровле ветр шумит.
Вопрос: Почему лучина
горит с треском?
Слайд 52
Ж
Г
парообразование
конденсация
кипение
испарение
Испарение – парообразование , происходящее с поверхности жидкости.
Слайд 53Как происходит испарение?
Водяной пар
Молекулы жидкости
При испарении жидкость охлаждается.
Q
Слайд 54Проверь себя
От чего зависит скорость испарения?
Почему бензин , спирт, одеколон
быстро испаряются?
Почему жидкость с большей температурой испаряется быстрее?
Слайд 55Объясни
Как будет происходить испарение, если над жидкостью будет дуть
ветер?
Слайд 56Объясни
Почему вода из тарелки испаряется быстрее, чем из миски?
Слайд 57Качественные задачи
В ведре с водой плавает кусок льда. Общая температура
воды и льда 0 С. При этом…
А) лёд будет таять;
Б)
вода будет замерзать;
В) никаких изменений не произойдёт.
Слайд 58Какое из утверждений верно:
А) в процессе кипения температура не меняется;
Б)
в процессе кипения температура увеличивается;
В) в процессе кипения температура уменьшается.
Слайд 59На рисунке приведен график зависимости температуры некоторой массы вещества от
времени нагревания. Согласно графику
А) температура вещества прямо пропорциональна времени нагревания;
В)
в промежутке времени от 0 до t1 температура вещества повышается, а затем вещество кипит;
Б) в промежутке времени от 0 до t1 температура вещества повышается, а затем вещество плавится;
Слайд 60Какая жидкость – духи, вода, подсолнечное масло – испарится быстрее
других?
А) Духи
В) Вода
Б) Подсолнечное масло
С) Они испарятся одновременно
Слайд 61Куски льда равной массы находятся при температуре -10оС и имеют
разную форму: шара, бруска, тонкой пластины. Какому из них потребуется
на испарение наименьшее время?
А) шару
В) бруску
Б) тонкой пластине
В) испарение не произойдет
Слайд 62В сосуды налита холодная, теплая и горячая вода. Из какого
сосуда вода испаряется наименее интенсивно?
№1
№2
№3
Слайд 63Жидкости могут испаряться
А) Только при точке кипения;
В) Только при температуре,
большей ее кипения;
Б)Только при температуре, близкой к температуре кипения;
С) При
любых температурах
Слайд 64Влажность - содержание водяного пара в атмосферном воздухе
Абсолютная влажность
воздуха ρ
показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом
1 м³ при данных условиях, т.е., чему равна плотность водяного пара.
Относительной влажностью воздуха φ
называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρо насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.
Слайд 65(ЕГЭ 2008 г., ДЕМО) А11. На фотографии представлены два термометра,
используемые для определения относительной влажности воздуха. Ниже приведена психрометрическая таблица,
в которой влажность указана в процентах.
37%
40%
48%
59%
Относительная влажность воздуха в помещении, в котором проводилась съемка, равна
Слайд 66Удельная теплота парообразования
Физическая величина, показывающая количество теплоты, необходимое
для превращения в пар 1 кг вещества при указанной температуре.
Единица измерения – 1 Дж/кг.
Q= r·m
r – удельная теплота парообразования
Q= - r·m
Слайд 67Решение расчетных задач:
1 уровень:
Какое количество теплоты необходимо для превращения
в пар 150г эфира при температуре кипения?
Слайд 68Решение расчетных задач:
2 уровень:
Определить, какое количество теплоты необходимо, чтобы
250г воды при температуре 200 С превратить в пар?
Слайд 71Используемая литература
Электронные издания:
Библиотека Электронных Наглядных Пособий «Физика 7-11 класс»
Перышкин А.В.
Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009./учебн. для общеобр.учреждений.
Волков В.А.
Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – /в помощь школьному учителю.
Марон А.Е. Физика. Дидактические материалы. М.: Дрофа. М.2002.
Физика в школе № 4, 1990 год.
Сборник задач Перышкин А.В 7-9 классы, «Экзамен», 2008.