Слайд 1 МКОУ Усть-Хопёрская
сош
" Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок-конференция изучения нового материала.
7 класс
Учитель физики: Комиссар Л.А.
2014г.
Слайд 2
сформировать понятия:
вес воздуха,
атмосферное давление,
раскрыть
природу атмосферного давления,
ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием
атмосферы.
Цели:
Слайд 3
Ход урока :
Организационный момент, постановка цели, вступительное
слово учителя.
Проверка домашнего
задания: тест, взаимопроверка
Изучение нового материала-конференция.
Закрепление знаний.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Слайд 4
Девиз урока:
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я
запомню, вовлеки меня и я пойму».
Слайд 5
Ответы на тест по теме: «Давление»
Вариант 1.
2
1
3
3
3
3
Вариант 2.
2
1
1
2
1
1
Если вы
правильно ответили:
на 3 вопроса, вы получаете оценку "3",
на
4-5 вопросов - оценку «4» ,
на все 6 вопросов- оценку «5».
Повторение
Слайд 6
« Воздух-великое ничто».
В чём ошибка Аристотеля?
Слайд 7На ладонь давит воздух.
Вес этого воздуха равен весу
груженого КамАЗа!
Его масса равна 10 тонн!
Актуализация знаний.
Слайд 8Мини-кейсы для учащихся:
Кейс№1 Учёным теоретикам.
Кейс№2 Учёным практикам.
Кейс№3
Учёным изобретателям
Кейс№4 Учёным критикам.
Кейс№5 Учёным экологам.
Изучение нового материала
(урок-конференция)
Слайд 9Кейс №1. Учёные теоретики.
Глоссарий (словарь определений , понятий, терминов)
-Вес-сила,
с которой тело действует на опору или подвес, вследствии притяжения
к Земле.
-Давление- величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
- Атмосфера- воздушная оболочка, окружающая Землю.
- Атмосферное давление- давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.
Прочитайте параграф 40 и ответьте на следующие вопросы:
1.Что называется атмосферой?
2.Что входит в состав воздуха?
3.Что называется атмосферным давлением?
Слайд 101. Атмосфера- газовая оболочка Земли.
2. В состав атмосферы входят
газы:
Азот - 78%
Кислород - 21%
Аргон - 0,9%
Углекислый газ - 0,03%
и
другие газы.
3. Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.
Слайд 11Кейс №2. Учёные практики
Прочитайте параграф 40, проанализируйте текст, проведите эксперимент
и ответьте на вопросы.
1.Покажите на опыте, что воздух имеет вес
.
2.Как можно определить массу воздуха.
3.Вычислите вес воздуха при температуре 0ºС и нормальном атмосферном давлении.
4.В сосуд с водой опустили стеклянную трубку с поршнем. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься вода. Почему это происходит?
Слайд 12 Р = 9,8Н/кг · 1,29кг = 12,9Н= 13Н
На воздух,
как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила
тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом.
Вес воздуха легко вычислить, зная его массу.
Рассмотрим опыт определения массы воздуха.
Слайд 13Физкультминутка:
Очень физику мы любим!
Шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера.
Это,
правда, шагай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Также есть и
кислород,
Делай влево поворот.
Воздух обладает массой,
Мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх,
Тем воздух реже
И давление тем ниже.
Слайд 14Кейс №3 Учёные изобретатели.
Прочитать параграф 40 и ответить на следующие
вопросы с помощью опытов:
1.Автоматическая поилка для птиц состоит из
бутылки, наполненной водой и опрокинутой в корытце так, что горлышко находится немного ниже уровня воды в корытце. Почему вода не выливается бутылки? Если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется. Почему?
2.Как мы пьем?
3.Как мы дышим?
Слайд 15Поилка для птиц.
Мы пьём.
Мы дышим.
Слайд 16Кейс №4 Учёные критики
Прочитайте параграф 41 и ответьте на следующие
вопросы:
1. Почему молекулы газов, образующих атмосферу Земли не улетают в
космическое пространство?
2. Изменится ли плотность атмосферы с увеличением высоты?
3. Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки?
Слайд 17
У молекул газов, образующих атмосферу, недостаточно большая скорость, чтобы преодолеть
притяжение Земли.
Атмосфера нашей планеты простирается на тысячи километров в высоту.
Резкой границы она не имеет. Верхние слои очень разрежены.
Атмосферное давление с высотой уменьшается и давление внутри стеклянной банки относительно внешнего давления будет больше, что может привести к взрыву банки.
Слайд 18Кейс №5 Учёные экологи.
Прочитайте параграф 41 и ответьте на
следующие вопросы:
1.Почему при подъеме высоко в горы у людей часто
из ушей и носа идет кровь?
2. Как изменяется погода при резком падении атмосферного давления?
3.Что произошло бы на Земле, если бы атмосфера вдруг исчезла?
4. Использование атмосферного давления живыми организмами.
Слайд 19Атмосферное давление уменьшается, кровотечение-под действием внутреннего давления организма.
Если давление
падает очень резко – возможна серьёзная непогода: шторм, сильная гроза
или буря.
Слайд 20Атмосферное давление в живой природе.
Мухи и древесные лягушки могут держаться
на оконном стекле благодаря крошечным присоскам.
Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую
из ряда складок, образующих глубокие «карманы».
Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить.
Слайд 21Закрепление знаний:
Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То,
что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:
Слайд 22
Опыты подтверждающие существование атмосферного давления:
В банку опустить зажженную бумагу и
быстро закрыть горлышко надутым воздушным шариком. Шарик постепенно втягивается внутрь
банки.
Объясните явление.
Шар в банке.
Слайд 23Перевёрнутый стакан.
Наполним обыкновенный стакан водой. Накроем его листком бумаги. Плотно
прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа
стакан за дно. Вода не выливается. Почему?
Слайд 24Итог урока:
Игра: « Веришь-не веришь».
Верите ли вы в то,
что
1.- у Земли нет атмосферы?
2.- воздух имеет вес?
3.- на
Земле существует атмосферное давление?
4.- с высотой давление увеличивается?
5.- атмосфера не имеет чёткую границу?
6.- вес воздуха равен 130Н?
7.- давление у поверхности Земли больше, чем на высоте 100км.?
8.- шприц работает под действием атмосферного давления?
9.- в сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне?
Слайд 25Правильный ответ:
Оценка:
«5-6» - 3
«7-8» - 4
«9» - 5
Слайд 26Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что …
Я научился …
Меня
удивило…
Мне захотелось …
Слайд 27– § 40, 41;
– задание №10 на стр.98
(1,
3, 4);
– творческое задание (по выбору): 1) применение знаний об
атмосферном давлении;
2) опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.
Домашнее задание: