Слайд 2Цель урока :
Методические цели.
Образовательные: сформировать знания о законе Кулона
, обобщить и закрепить знания явление электризации, электрический заряд, по
теме “Электростатика”.
Развивающие: развивать навыки самоконтроля, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в парах).
Слайд 3Повторение пройденного материала: составьте словосочетания дайте определения
Электрический
Положительный
Элементарный
Алгебраическая
Суммарный
Отрицательный
Изолированная
Электромагнитные
Минимальный
Ион
Система
Заряд
Элемент
Сумма
Взаимодействия
Частицы
Ядро
Протон
Кулон
Слайд 4Диктант ( Да или Нет)
1. Зависит ли величина заряда от
выбора системы отсчета?
2. Верно ли утверждение, что в замкнутой системе
алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остается постоянной?
3. Можно ли создать электрический заряд?
4. Может ли заряд существовать не зависимо от частицы?
5. Если тело электрический нейтрально, означает ли это, что оно не содержит электрических зарядов?
Слайд 5Задания на выбор из множество:
Вопросы:
1. Тело, суммарный положительный заряд частиц
которого равен суммарному отрицательному заряду частиц является …..
2. Раздел физики,
изучающий покоящиеся заряженные тела ….
3. Два одноименных заряда взаимно…… друг от друга.
4. ……. характеризует интенсивность электромагнитных взаимодействий
5. Электрическому заряду присуще свойство ……
Ответы: дискретности; сублимаций; притягиваются; отталкиваются; электростатика; электродинамика; нейтральным; подвижным; электрический заряд; нейтрон.
Слайд 61. Сколько электронов в процессе электризации удалено со стеклянной палочки,
если её заряд равен
2.Какой положительный и какой отрицательный заряды содержатся
в атоме урана ? ( использовать таблицу Менделеева )
3. Можно ли при электризации янтарной палочки о шерсть сообщить ей заряд – ?
Подготовка к ЕНТ ( задачи)
Слайд 7 « Электризация »
План:
1. Признаки электризации по которым оно
обнаруживается.
2. Дать определение.
3. Условия, при которых протекает процесс.
( Демонстрация опытов)
4. Объяснение процесса на основе научной теорий.
5. Примеры использования на практике.
6. Выявить « Вред и пользу»
Слайд 8Вопрос: Определите знак заряда на дереве после того, как об
него потрется кошка, используя таблицу “Энергия связи электрона с атомами
вещества”.
Слайд 9Ответы
1 вариант
1. нет
2. да
3. да
4. нет
5. нет
2 вариант
1. нейтральный
2.
электростатика
3. отталкиваются
4. электрический заряд
5. дискретности
Слайд 10 Тест
1. Отрицательным является заряд:
А) протонов Б) атом В)
нейтронов Г) электронов Д) ядро.
2. Какой буквой обозначают электрон:
А)m
Б) g В) n Г) р Д) e.
3.Субатомными частицами называются:
А) протоны, электроны и нейтроны.
Б) только протоны и нейтроны.
В) только протоны и электроны.
Г) только нейтроны и электроны.
Д) только электроны.
4. Указать, какая из трех частиц перечисленных ниже входит в состав двух оставшихся:
1) атом. 2) молекула 3) электрон.
А) 1. Б)2. В)3. Г) 1 и 3. Д)1 и2.
5. Свойство, которое приобретает тело при электризации:
А)способность сохранять свою скорость движения.
Б)способность выдерживать большие нагрузки.
В)Способность вступать в электрическое взаимодействие.
Г) изменять свою массу, не изменяя размера.
Д)Становиться источником тока.
Слайд 11Цифровой диктант:
1.Источником электростатического поля является подвижный заряд.
2. Элементарным электрическим зарядом
называется пробный заряд.
3.Источником электростатического поля является неподвижный заряд.
4.Элементарным электрическим зарядом
называется заряд электрона.
5.Атом, потерявший электрон, становится молекулой.
6.Атом, потерявший электрон, становится отрицательным ионом.
7. Разноименные электрические заряды притягиваются друг с другу.
8. Одноименные электрические заряды притягиваются друг с другу.
9.Наэлектризовать тело можно: трением, влиянием, облучением и соприкосновением.
10.Наэлектризовать тело можно: трением, влиянием,
Ответы
Тест
1.Г
2.Д
3.А
4.Г
5.В
Цифровой диктант
3,4,6,7,9.
Слайд 13Игровой момент
« Загадки»
Два брата годами равные, характером разные.
Дарья с
Марьей видятся, да не сходятся
Без ног бежит, без огня горит.
В 1785 году французским
ученым Шарлем Огюстеном
Кулоном были получены
первые результаты опытов
по измерению силы взаимодействия двух точечных зарядов.
Для измерения этой силы Кулон использовал крутильные весы.
Слайд 16
Крутильные весы:
Незаряженная сфера
Неподвижная заряженная сфера
Легкий изолирующий стержень
Упругая нить
Бумажный диск
Шкала
Слайд 17Точечный заряд – заряженное тело, размер которого много меньше расстояния
его возможного действия на другие тела.
Слайд 18Закон Кулона :
Сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами ,
находящимися в вакууме , прямо пропорциональна произведению модулей зарядов ,
обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и направлена по прямой , соединяющей эти заряды:
q1 * q 2
F 12=k
r2
Слайд 19где:
q1 q2 - величины зарядов [ Кл]
r - расстояние
между ними [м]
k -коэффициент
пропорциональности
F12 - сила Кулона [ Н]
Кулон электрический заряд , проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1А за 1 с.
Слайд 20В СИ коэффициент пропорциональности в законе Кулона равен:
Н*м2
k = 9* 109 Кл2
1
k = 4πε0
где ε0= 8,85*10-12Кл2/ ( Н*м2 )- электрическая постоянная
Слайд 21
- Дальнейшие опыты показали, что наличие вещества вокруг зарядов
влияет на силу их взаимодействия. Если, не меняя заряды и
их взаимное расположение, пространство заполнить однородной непроводящей средой (керосином, водой, маслом и т.п.), то сила взаимодействия между зарядами уменьшится в ε раз. Величина ε называется диэлектрической проницаемостью среды. Для каждой среды она имеет определенное значение, полученное опытным путем. ( Сборник задач по физике А.П. Рымкевич Таблица 7 стр 139 для воды записать в тетрадь для Упр 15 №5 д/з)
Слайд 22
- Итак, закон Кулона в зависимости от среды имеет вид:
F = q1* q 2 4 π R2
Диэлектрическая проницаемость среды –это физическая величина, характеризующая электрические свойства вещества и показывающая ,во сколько раз сила взаимодействия зарядов в данной среде меньше силы их взаимодействия в вакууме.
Слайд 24Рассмотрим силы взаимодействия зарядов:
Кулоновская сила подчиняется 3 закону Ньютона:
F12 =F21
F
F
1
2
12
21
r
Слайд 25Кулоновская сила является центральной.
Силы взаимодействия 2 неподвижных точечных заряженных тел
направлены вдоль прямой, соединяющей эти тела.
Слайд 27
Согласно третьему закону Ньютона, сила F12,действующая на заряд q2 со
стороны заряда q1 ,равна силе F21, действующей со стороны заряда
q2 на заряд q1.
Если знаки зарядов одинаковы, то произведение q1q2>0 – это означает, что заряды отталкиваются. Если знаки зарядов противоположны, то произведение q1q2 <0,и это означает, что заряды притягиваются.
Слайд 28Границы применимости закона:
Заряженные тела должны быть точечными: размеры тел много
меньше расстояний между ними. Если же размеры и расстояния соизмеримы
, то закон Кулона не применим. В этом случае необходимо мысленно «разбить» тело на такие малые объемы , чтобы каждый из них отвечал условию точечности. Суммирование сил , действующих между элементарными объемами заряженных тел , дает возможность определить электрическую силу.
Заряженные тела должны быть неподвижными т.к. при движении заряженных тел проявляется действие магнитного поля , возникающего в результате движения.
Слайд 29Практическое применение
Задача:
С какой силой взаимодействуют в вакууме два одинаковых шарика,
заряды которых = 2 10 -9 Кл и 4 10
-8 Кл, на расстоянии 2 см?
Слайд 30Решение задач по вариантам :
Вариант 1. Электрические заряды двух туч
соответственно равна 20 и 30 Кл. Среднее расстояние между тучами
30 км. С какой силой взаимодействуют тучи?
Вариант 2. С какой силой будут отталкиваться два электрона, находящиеся друг от друга на расстоянии 2 10-8 см?
Слайд 31Кулон заңы:
Француз Кулон
Электростатика заңын білген.
Бірі минус, бірі плюс,
Екі дененің арасындағы
Тартылыс
күшін сезген.
Болса санаң,
Сенде оны ұмытпа,
Ара қашықтыққа байланысты екенін.
Өз зердеңмен салмақта.
Зарядтың
шамасы
Денеде көп болғанда,
Тартылыс күші өседі.
Шамасы оның азайса,
Тартылыс та өшеді.
Слайд 32Закон Кулона
Перемножив величины
Двух зарядов результат
Разделить нам есть причины
На
известный r-квадрат.
Море знаний бездонно,
Но неплохо здесь учесть,
Что в пропорциях закона
Коэффициенты
есть,
И они всегда зависят
От системы единиц.
Точность выбора повысят
Все расчеты без таблиц,
Помни: два заряда эти
В пустоте, и нет нужды
Говорить: « В пустотах, дети,
Нет влияние среды » .
Слайд 33Домашнее задания:
№8.1 повторить
№ 8.2 Ответить на вопросы после параграфа для
самоконтроля.( устно)
Упражнение 15 ( 4 и 5)
Сочинить стихотворение или сказку
использую термины из этих параграфов; кроссворд или ребус.
Слайд 34
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо
всем нам за урок,
А главное, чтоб был он
впрок!
Спасибо за работу. Всего доброго.