Слайд 1КГУ «Тайыншинский колледж агробизнеса»
Презентация:
по теме:
«Радиоактивность веществ»
Слайд 2Цель урока:
Создать условия для изучения данной темы урока. Раскрыть физическую
природу радиоактивности.
Слайд 3Задачи урока:
Образовательные: Углубить знания студентов о структуре сложного
строения атома. Систематизировать знания, умения и навыки
к восприятию, осмыслению первичного усвоения
материала. Познакомить с историей открытия радиоактивности.
Развивать коммуникативные компетенции: правильное
использование физической терминологии, символики.
Развивающие: Развивать у студентов познавательный интерес к предмету.
активизировать мыслительную деятельность студентов на уроке.
Развивать умение самостоятельно работать на уроке, излагать и воспринимать новый материал. Развивать: умение анализировать, делать выводы, логически мыслить, развивать речь, память, внимание. Умение применять полученные знания.
Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения, познавательного интереса к предмету, взгляды и убеждения, увлечь и заинтересовать студентов темой урока, создать личную ситуацию успеха на уроке.
Слайд 4Тип урока: Изучение нового материала.
Оформление к уроку:
1. портреты учёных: Беккерель,
Резерфорд,
М.Кюри, П. Кюри.
2. Презентация «Радиоактивность веществ»
3. Физика11 кл. Р.Башарулы, Г. Байжасарова, У. Токбергенова
4. «Маршрутный лист» по теме «Радиоактивность».
5. Оформление доски: 1)новые слова:
Радиоактивность, радиоактивные элементы, радиоактивные излучения, радиация.
2) таблица для кроссворда.
3) слова М.Кюри: «Ничего не надо бояться- надо лишь понять неизвестное».
4) слова Ф. Бэкона: «Движущей идеей прогресса стала наука».
Слайд 5Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учащихся на
изучение нового материала.
4.Изучение нового материала (самостоятельная работа учащихся).
5. Закрепление темы
(тест № 6).
6. Рефлексия урока.
7. Итог урока. Оценки.
8. Домашнее задание.
Слайд 6Актуализация опорных знаний:
Разгадав кроссворд, в центральном слове, вы назовёте тему
нашего урока.
Работайте быстро и внимательно!
Слайд 8Вопрос:
1. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить,
что изучать?
2. Какую цель урока мы поставим перед собой?
Слайд 9«Движущей идеей прогресса стала наука».
Френсис Бэкон.
Слайд 11«Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное».
М. Кюри.
Слайд 12Сегодня нам всем знакомы слова: «Радиоактивность, радиация, радиоактивные элементы, радиоактивное
излучение». Многие из вас знают, что они служат человеку: они
позволяют в ряде случаев поставить правильно диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений и т.д. Но, мы знакомы и с обратной стороной этой «жестокой и коварной дамы».
Слайд 13Радиация – это необычные лучи, которые глазом не видно и
вообще нельзя никак почувствовать, но которые могут даже через стены
проникать и пронизывать человека.
«Радиация, радиоактивность»- слово латинское, которое означает «лучеиспускание».
Слайд 14Сейчас ХХI век, а перед человечеством вновь дилемма: атом и
радиоактивность, радиация, которую он испускает, могут стать источником благоденствия или
гибели всего человечества, угрозы или надежды. Останемся мы в истории как поколение глупцов или людей, которые победили болезни и смерть?
Слайд 15Изложение нового материала:
Мы сегодня на уроке с вами должны ответить
на вопросы:
1.Что такое явление радиоактивности?
2. В чём состоит это явление?
3.
Кто открыл это явление?
4. Какова физическая природа радиоактивности?
5. Каковы свойства радиоактивного излучения?
Слайд 16Работа с учебником: Ф-11кл.. §35, стр. 136-140,
работа по «Маршрутному листу».
Заполните таблицу:
Слайд 17Радиоактивность была открыта случайно французским учёным Анри Беккерелем в 1896
году. Он изучал свечение солей урана, предварительно облучённых солнечным светом.
Слайд 18Но однажды Беккеркель положил на фотопластинку соль урана, не осветив
её предварительно лучами солнца, и весь препарат убрал в тёмный
ящик. Через несколько дней , проявив фотопластинку, он обнаружил на ней отпечаток куска урановой руды.
Вывод: соли урана самопроизвольно, без влияния внешних факторов создают какое-то излучение. Беккерель назвал их «урановые» лучи.
Слайд 19Начались интенсивные исследования. Обнаружили, что излучение урановых солей, кроме действия
на фотопластинку, ионизируют воздух, проникает сквозь тонкие металлические пластинки и
это излучение независит от внешних условий (освещения, давления и температуры).
Всестороннее изучение этого явление было произведено Марией и Пьером Кюри. Им удалось выделить из урановой руды: полоний ( 84Ро) и радий ( 88Ra), торий (90Th).
Радий – редкий элемент: чтобы получить 1г чистого радия, надо переработать не менее 5 т урановой руды.
Явление самопроизвольного излучения супругами Кюри было названо радиоактивностью (1898 год).
Слайд 21
«Ничего не надо бояться – надо лишь понять не известное».
1859 – 1906 гг.
Научный подвиг Пьера и Марии Кюри был признан во всём мире ещё при их жизни. В 1903 году совместно с Анри Беккерелем удостоены Нобелевской премии по физике.
Слайд 23В честь супругов Кюри был назван искусственно полученный химический элемент
с порядковым номером
96 – кюрий Cm.
Слайд 24В чём суть явления радиоактивности? Каков её внутренний механизм? И
в чём её истинная причина?
Вот что хотел понять прежде всего
Резерфорд – английский физик (1871 – 1937гг).
Он поставил классический опыт, позволяющий обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.
Слайд 25Состав излучения:
Препарат радия помещали на дно узкого канала в куске
свинца. Против канала находилась фотопластинка. После проявления фотопластинки обнаруживалось одно
тёмное пятно, точно напротив канала.
Слайд 26Состав излучения:
В магнитном поле пучок распадался на три пучка. Две
составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны. Это указывало на
наличие у этих излучений электрических зарядов противоположных знаков. Третья составляющая не отклонялась магнитным полем.
Слайд 27Состав излучения:
Положительно заряженный компонент получил название: альфа-лучей – α.
Отрицательно
заряженный - бета-лучей – β.
Нейтральный – гамма –лучей – γ.
Слайд 28Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга
по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются
различными веществами.
Слайд 29Виды излучения
-излучение -излучение
-излучение
Физическая природа этих излучений
различна:
Слайд 30-излучение:
Положительно заряженная частица, слабо отклоняется магнитным и электрическим полями. Это
поток частиц ядер атома гелия - 2He4, обладает малой проникающей
способностью, лист плотной бумаги их задерживает, надёжной защитой от альфа-частиц является также одежда человека. Попадая внутрь организма через рану, с пищей или вдыхаемым воздухом – радиоактивные вещества, испускающие альфа частицы, становятся чрезвычайно опасными. Распространяются со скоростью около 20 тысяч км/с.
Слайд 31-излучение:
Отрицательно заряженные частицы. Сильно отклоняются как в магнитном, так и
в электрическом поле.
Бета-частицы представляют собой поток электронов - -1е0.
Имеют
большую проникающую способность. Они полностью поглощаются оконными и автомобильными стёклами, металлическими экранами толщиной в несколько мм. Одежда поглощает до 50% бета- частиц. Представляет серьёзную опасность при попадании радиоактивных веществ непосредственно на кожу, глаза или внутрь организма.
Распространяется со скоростью близкой к скорости света – 300 000 км/с.
Слайд 32-излучение
Нейтральный – гамма - частицы (кванты). Магнитным полем не
отклоняются. Представляют собой электромагнитное излучение. Длина волны очень мала: от
10-10 до 10-13 м. Гамма –излучение имеет наибольшую проникающую способность.
Хорошей защитой от гамма-излучений являются тяжёлые металлы, например толстый слой свинца или толстый слой бетона, которые для этих целей используются наиболее часто.
Скорость распространения гамма-лучей как и у всех электромагнитных волн 300 000 км/с.
На шкале электромагнитных волн они следуют за рентгеновскими волнами.
Слайд 33Свойства радиоактивных излучений:
Слайд 34Вывод по изученной теме:
Явление радиоактивности т.е. самопроизвольное излучение веществом: альфа-,
бета-, гамма- излучений послужило основанием для предположения о том, что
атомы вещества имеют очень сложный состав.
Тест № 6.
Кто открыл явление радиоактивности?
А) М.Кюри
Б) Бор В) Резерфорд Г) Беккерель
2. Какой заряд имеет: А) альфа- Б) бета- В) гамма – излучения?
Положительный 2) отрицательный 3) нейтральный 4) нулевой
3. Что собой представляют: А) альфа- Б) бета- Г) гамма-излучения?
Поток ядер гелия 2)поток электронов 3) излучение квантов энергии.
4. Кто изучил природу радиоактивности?
А) Беккерель Б) Бор В) супруги Кюри Г) Резерфорд
5. У какого излучения наибольшая проникающая способность?
А) альфа-излучение Б) гамма-излучение В) бета-излучение.
Слайд 36Ответы:
Оценки:
Если нет ошибок – « 5»
если 1 –
ошибка - « 4»
если 2 – 3 ошибки – «
3»
если 4 и более ошибок – «плохо».
Слайд 37Рефлексия урока:
1. Что мы сегодня с вами изучали?
2. Что такое
радиоактивность?
3. Какова физическая природа радиоактивности?
4.Довольны ли вы своим результатом работы
на уроке или нет и почему?
5. Как вы думаете, мы цели урока достигли?
6. Вам эта тема урока в жизни пригодиться? Чем для вас ценен изучаемый материал?
7. Какой вывод вы сделали из выражения Френсис Бэкона? Почему эти слова взяты как эпиграф к нашему уроку?
8. Что именно помогло вам сегодня безошибочно справиться с работой?
Слайд 39Домашнее задание:
1. Конспект урока в тетради.
2. Подготовка к зачёту.
Слайд 41Используемая литература:
1.Физика 11кл. Р.Башарулы, Г.Байжасарова, У.Токбергенова.Алматы, «Мектеп» 2011
2. Е. Кюри
«Мария Кюри», М., Атомиздат,1973
3. Л.И.Пономарёв «Под знаком кванта», М., Наука,
1984.
4. Ю.Тёльдеши,М.Кенда: «Радиация – угроза и надежда»,М., Мир,1979.
5. Интернет-ресурсы: картинки:
http//www qooqle. ru
http// imades,yandex.ru