Спектр электромагнитных волн

Названия волн. Общая характеристика.Волны звуковых частот.Радиоволны.Сверхвысокочастотное (СВЧ), или микроволновое излучение.Инфракрасное (ИК) излучение.Видимый свет.Ультрафиолетовое (УФ) излучение.Рентгеновское излучение.γ-излучение. (Гамма-излучение)ПрименениеОглавление

Слайд 1СПЕКТР ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН

СПЕКТР ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН

Слайд 2Названия волн. Общая характеристика.
Волны звуковых частот.
Радиоволны.
Сверхвысокочастотное (СВЧ), или микроволновое излучение.
Инфракрасное

(ИК) излучение.
Видимый свет.
Ультрафиолетовое (УФ) излучение.
Рентгеновское излучение.
γ-излучение. (Гамма-излучение)
Применение
Оглавление

Слайд 3Названия Волн. Общая характеристика.
Диапазон частот электромагнитных волн, фиксируемых в

настоящее время, простирается от 0 до 3·10²² Гц. Этот диапазон

соответствует спектру (от лат. spectrum – видение, образ) элекстромагнитных волн с длиной волны λ (λ = с/ν), изменяющейся от 10-14 м до бесконечности. По длине волны (или частоте) спектр электромагнитных волн условно делят на 8 диапазонов:

Названия Волн. Общая характеристика. Диапазон частот электромагнитных волн, фиксируемых в настоящее время, простирается от 0 до 3·10²²

Слайд 4Волны звуковых частот.
Радиоволны.
Сверхвысокочастотное (СВЧ), или микроволновое излучение.
Инфракрасное (ИК) излучение.
Видимый свет.
Ультрафиолетовое

(УФ) излучение.
Рентгеновское излучение.
γ-излучение.(Гамма-излучение)

Волны звуковых частот.Радиоволны.Сверхвысокочастотное (СВЧ), или микроволновое излучение.Инфракрасное (ИК) излучение.Видимый свет.Ультрафиолетовое (УФ) излучение.Рентгеновское излучение.γ-излучение.(Гамма-излучение)

Слайд 5Волны звуковых частот

Волны звуковых частот

Слайд 6Волны звуковых частот возникают в диапазоне частот от 0 до

2·104 Гц. Источником волн звуковых частот является переменный ток соответствующей

частоты. Учитывая, что интенсивность излучения электромагнитных волн пропорциональна 4-й степени частоты, излучением таких, сравнительно малых, частот можно пренебречь. Именно по этой причине часто можно пренебречь излучением линии передачи переменного тока с частотой 50 Гц.
Волны звуковых частот возникают в диапазоне частот от 0 до 2·104 Гц. Источником волн звуковых частот является

Слайд 7Радиоволны

Радиоволны

Слайд 8Радиоволны занимают диапазон от 2·104 – 109 Гц. Открыты радиоволны

были Герцем в 1886 г. Источником радиоволн, так же как

и волн звуковых частот, является переменный ток. Однако большая частота радиоволн по сравнению с волнами звуковых частот приводит к заметному излучению радиоволн в окружающее пространство.
Радиоволны занимают диапазон от 2·104 – 109 Гц. Открыты радиоволны были Герцем в 1886 г. Источником радиоволн,

Слайд 9Сверхвысокочастотное (СВЧ) или микроволновое излучение

Сверхвысокочастотное (СВЧ) или микроволновое излучение

Слайд 10 Сверхвысокочастотное (СВЧ), или микроволновое излучение, возникает в диапазоне частот

109 - 3·1011 Гц. Источник СВЧ-излучения – изменение направления спина

валентного электрона атома или скорости вращения молекул вещества.

Сверхвысокочастотное (СВЧ), или микроволновое излучение, возникает в диапазоне частот 109 - 3·1011 Гц. Источник СВЧ-излучения –

Слайд 11Инфракрасное (ИК) излучение

Инфракрасное (ИК) излучение

Слайд 12Инфракрасное излучение занимает частотой диапазон 3·1011 – 3,85·1014 Гц. ИК-излучение

было открыто в 1800 г. английским астрономом Уильямом Гершелем. Источником

инфракрасного излучения является колебание и вращение молекул вещества, поэтому ИК электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно. Часто ИК излучения называют тепловым. Около 50% энергии Солнца излучается в инфракрасном диапазоне. Максимальная интенсивность излучения человеческого тела приходится на длину волны 10 мкм.
Инфракрасное излучение занимает частотой диапазон 3·1011 – 3,85·1014 Гц. ИК-излучение было открыто в 1800 г. английским астрономом

Слайд 13Видимый свет

Видимый свет

Слайд 14Видимый свет – единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемый человеческим глазом.

Диапазон световых волн: 380 – 780 нм. Источником видимого света

является валентные электроны в атомах и молекулах, изменияющие свое положение в пространстве, а также свободные заряды, движущиеся ускорено. Эта часть спектра дает человеку максимальную информацию об окружающем мире. Излучение, имеющее разную длину волны в диапазоне видимого света, оказывает различное физиологическое воздействие на сетчатку глаза, вызывая психологическое ощущение цвета
Видимый свет – единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемый человеческим глазом. Диапазон световых волн: 380 – 780 нм.

Слайд 15Диапазон длин волн, соответствующий определенному основному цвету

Диапазон длин волн, соответствующий определенному основному цвету

Слайд 16Ультрафиолетовое (УФ) излучение.

Ультрафиолетовое (УФ) излучение.

Слайд 17Ультрафиолетовое (УФ) излучение занимает диапазон частот 8·1014 - 3·1016 Гц.

УФ-излучение было открыто в 1801 г. Немецким ученым Иоганном Риттером.

Источник УФ-излучения – валентные электроны атомов и молекул, а также ускоренно движущиеся свободные заряды. В малых дозах УФ-излучение благотворно влияет на человека, активизируя синтез витамина D. Большая доза может вызвать ожог кожи и раковые новообразования. Человеческий глаз не видит УФ-излучение, однако люди, у которых удалена глазная линза при снятии катаракты, могут видеть УФ-излучение в диапазоне длин волн 300-350 нм. УФ-излучение видят некоторые животные.
Ультрафиолетовое (УФ) излучение занимает диапазон частот 8·1014 - 3·1016 Гц. УФ-излучение было открыто в 1801 г. Немецким

Слайд 18Рентгеновское излучение

Рентгеновское излучение

Слайд 19Рентгеновское излучение возникает в диапазоне частот 3·1016 - 3·1020 Гц.

Рентгеновское излучение было открыто в 1895 г. Немецким физиком В.

Рентгеном. Источником рентгеновского излучения является изменение состояния электронов внутренних оболочек атомов или молекул, а также ускоренно движущиеся свободные электроны. Большая доза рентгеновского излучения приводит к ожогам и изменению структуры крови человека, поэтому рекомендуется делать рентгеновский осмотр раз в полгода.
Рентгеновское излучение возникает в диапазоне частот 3·1016 - 3·1020 Гц. Рентгеновское излучение было открыто в 1895 г.

Слайд 20γ-излучение. (Гамма-излучение)

γ-излучение. (Гамма-излучение)

Слайд 21γ-излучение – самое коротковолновое электромагнитное излучение, занимающее весь диапазон частот

ν>3·1020 гц, что соответствует длинам волн λ

является изменение энергетического состояния атомного ядра, а также ускорение свободных заряженных частиц. γ-излучение обладает большой проникающей способностью. Оно проходит сквозь метровый слой бетона и слой свинца толщиной в несколько сантиметров.
γ-излучение – самое коротковолновое электромагнитное излучение, занимающее весь диапазон частот ν>3·1020 гц, что соответствует длинам волн λ

Слайд 22Излучения звуковых волн - Широкая область применения: музыкальные инструменты; транспорт;

промышленность; сельское хозяйство и т. д.
Радиоволны - Радиосвязь; телевидение; радиолокация.
СВЧ-излучение

- используется для бесконтактного нагрева тел: например, в микроволновых печах, а также для космической связи.

Применение

Излучения звуковых волн - Широкая область применения: музыкальные инструменты; транспорт; промышленность; сельское хозяйство и т. д.Радиоволны -

Слайд 23Инфракрасное излучение – Применяется очень широко: приборы ночного видения (бинокль);

фототехника; искусственные спутники; в медицине: физиотерапия; в криминалистике: для сушки

окрашенных изделий, стен зданий, древесины; также с помощью ИК-излучения осуществляется дистанционное управление телевизором и видеомагнитофоном.
Видимый свет - Значение этого участка спектра электромагнитных излучений в жизни человека исключительно велико, так как почти все сведения об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Свет является обязательным условием для развития зеленых растений (фотосинтез) и, следовательно, необходимым условием для существования жизни на Земле. Задействован во всех сферах жизни человека.
Инфракрасное излучение – Применяется очень широко: приборы ночного видения (бинокль); фототехника; искусственные спутники; в медицине: физиотерапия; в

Слайд 24Ультрафиолетовое излучение – в малых дозах излучение обладает бактерицидным действием,

уничтожая организмы и вырабатывая витамин D. Используется для дезинфекции помещений

и стерилизации воды. В настоящее время популярны солярии, действующие по принципу облучения ультрафиолетовым светом. Также используется в пищевой промышленности, косметологии, криминалистике.
Ультрафиолетовое излучение – в малых дозах излучение обладает бактерицидным действием, уничтожая организмы и вырабатывая витамин D. Используется

Слайд 25Рентгеновское излучение – используется при рентгеноструктурном анализе (исследование структуры кристаллической

решетке); в медицине (рентгеновские снимки, флюорография, лечение раковых заболеваний); криминалистике;

промышленности (дефектоскопия).
γ-излучение - используется в промышленности; в технике (гаммадефектоскопия); в медицине (устранение опухолей); применяется для получения мутаций с последующим выявлением полезных свойств в с/х; в пищевой промышленности и т.д.
Рентгеновское излучение – используется при рентгеноструктурном анализе (исследование структуры кристаллической решетке); в медицине (рентгеновские снимки, флюорография, лечение