Слайд 1Урок-сказка
по теме:
«Первоначальные сведения о строении вещества»
7 класс
Слайд 2Итак :
"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были
царь с царицей,
и была у них дочь – Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Но больше всего физику она любила. У неё даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унёс Настасью неизвестно куда.
Ребята ! Сегодня у нас урок-сказка.
Слайд 3Кликнул тут царь клич:
Нашелся
храбрец Иван. Собрался он в дорогу и пошел куда глаза
глядят.
Кто спасет
мою дочь,
тому я её
в жены
отдам
Слайд 4
Идет, а на встречу ему старушка."Куда путь держишь?"- спрашивает. Рассказал
ей Иван. "Нелегко тебе придется,- говорит она. Ведь спасти Настасью
Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает". "Вот и хорошо,- отвечает Иван.
- Уж что-то, а физику-то я знаю !" Дала тогда ему старушка клубок и говорит.
"Он отведет тебя куда нужно, но волшебником станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок - что это: вещество или физическое тело? Задумался Иван.
- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем! /ученики дают ответ – физическое тело/.
Слайд 5"Покатился клубок и привёл Ивана к двум деревьям. А на
них вместо зеленых листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо
пройти, да услышал голос:"Помоги нам, Иван!". Развесь ленточки правильно: на одно дерево - с названиями веществ, а на другое – с названиями физических тел". Принялся Иван за работу.
Вещества
Физические тела
Слайд 6 - Ребята, а кто из вас может выполнить это
задание?
Ключ
Медь
Сталь
Луна
Вода
Мяч
Стол
Нефть
Слайд 7"Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним
зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что
оживил нас!»
Вещества
Физические тела
Вода
Стол
Мяч
Медь
Нефть
Ключ
Сталь
Луна
Слайд 8
Покатился клубок дальше, идет Иван за ним, глядь - перед
ним старичок на пеньке сидит. Хотел было Иван мимо пройти,
а он говорит: "Погоди, добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на мои три вопроса".
Слайд 91. Что ты знаешь о молекулах?
2. Можно ли отличить воду,
полученную из сока, от воды, выделенной из молока или морской
воды? Почему?
3. Чем скажи отличаются холодная и горячая вода?
-Ну-ка, скажите, что Иван ответил старичку?
Холодная
вода
Горячая
вода
Слайд 10Молекула - мельчайшая частица вещества.
2) Нет. Молекула воды всегда и
везде одинакова H2O.
3) Различие – скорость в горячей больше, чем
в холодной.
Ответы
Слайд 11Справился Иван с заданием и пошел дальше, а клубок покатился
так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди
болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Поднял голову, а на ветке синичка сидит. "Отодвинь, - говорит, - камень, на котором сидишь. Там- письмо заветное. Сумеешь ответы найти - откроется тебе невидимая тропинка через болото, не сумеешь - не видать тебе Настасьи Премудрой!"
Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем задания.
Слайд 12Первое - дописать концы фраз :
/ребята записывают в тетради
ответы, а потом зачитывают/.
1. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в
друга в следствии беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется........... /диффузией/
2. То, из чего состоит физическое тело, называется ...... /веществом/
3. Частицы, из которых состоят молекулы, называются ...... /атомами/
4. Сохранение объема и формы - это свойство ...... /твердых тел/
5. Одним из основателей учения о молекулярном строении веществ был великий русский ученый ...... /М.В.Ломоносов/"
Слайд 13 "Да... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно
непростое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных агрегатных состояниях и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях".
/один ученик выполняет это на магнитной доске с помощью моделей молекул и объясняет/
газообразное
жидкое
твердое
Слайд 151. На таких расстояниях молекулы очень слабо притягиваются друг к
другу. Газы не имеют собственной формы и объема.
2. Расстояние меньше
самих молекул. Притяжение молекул друг к другу уже значительно /сохраняет объём/, но притяжение недостаточно, чтобы жидкость сохранила форму
3. Притяжение больше чем у жидкости, в твердом состоянии сохраняет объем и форму.
Слайд 16И, наконец третье задание - показать яркий опыт по диффузии
/опыт с фенолфталеином/. Учащийся показывает этот опыт, а затем демонстрируем
фрагмент видеозаписи опыта.
Слайд 17"Как выполнил Иван эти задания, увидел он тропинку через болото,
а клубок покатился по ней. Идет Иван, торопится. Вдруг остановился
клубок. Пригляделся Иван, а впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на самом краю рва камень огромный стоит и на не слова написаны ".
Если найдешь физические ошибки в рассказе, то перекинешь через ров мост, а не найдешь,- так и останешься на этой стороне
Слайд 18- Внимание, ребята! Слушаем рассказ /запись/. Найдите
в нем
физические ошибки.
Текст записи: Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись.
"А я уже физику знаю", - хвалится Коля. "И я тоже знаю", -говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.
“Я знаю,- говорит Коля, что мельчайшая частица данного вещества- это молекула." "Подумаешь!- отвечает Витя. Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов”
"А ты знаешь, Витя, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела! /чем больше/
"Еще бы не знать! - отвечает Витя, - это каждому известно! А ты, Коля, слышал, что вещества могут находиться в 3-х состояниях: жидком, твердом, и газообразном?
"Конечно, слышал,- улыбнулся Коля.- Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но не имеют объем /наоборот/. Газы сохраняют форму и объем /нет/, твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема /сохраняют/" "Постой, постой! - остановил его Витя. По-моему, ты что-то перепутал!
"Ничего я не перепутал,- обиделся Коля.- Я физику как дважды два знаю."
"Ну, тогда,- говорит Витя, ответь на мой вопрос: одинаково ли протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Только сначала подумай."
"А что туг думать,- усмехнулся Коля. Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия! /нет. в газах быстрее/
Слайд 19Иван точно, как и вы указал все ошибки, тут же
появился мост и он пошел дальше.
Наконец пришел к замку,
а войти в него не может - вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок многопудовый висит. Попытался было Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: «Не печалься, Иван. Замок сам откроется, если сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц»
Слайд 20Ложка дегтя бочку мёда испортит
/диффузия/
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь
/мало притяжение между молекулами, притяжение заметно, когда молекулы находятся очень близко друг к другу/
Как с гуся вода /перья смазаны жиром, вода не смачивает жир/
Ребята объясняют смысл пословиц.
Слайд 21С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он
дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая: "Молодец, Иван! Не
побоялся трудных испытаний. Все прошел. осталась самая малость.
Чтобы разрушить злые чары надо рассчитать цену деления у всех мензурок, стоящих на столе, и сказать сколько воды в каждую из них налито.
/один человек у доски. ребята на месте работают либо с мензурками, либо карточками/.
Слайд 22"Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный
замок очутились Иван да Настасья дома. Обрадовались царь с царицей,
сыграли свадьбу и стали все жить-поживать да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал её, и физику повторял, молодец!
Слайд 23- «Вот наш урок-сказка окончен. Свои тетради положите, пожалуйста, на
стол».
До свидания!