Разделы презентаций


Архитектура Саратова 2

Содержание

Моде́рн (от фр. moderne — современный),  — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются:отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модерн
Архитектура Саратова

МодернАрхитектура Саратова

Слайд 2Моде́рн (от фр. moderne — современный),  — художественное направление в искусстве, наиболее

популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными

особенностями являются:
отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий,
интерес к новым технологиям (наиболее ярко это проявилось в архитектуре),
использование новых технологий (металл, стекло).

Модерн

Моде́рн (от фр. moderne — современный),  — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX

Слайд 3Шехтель Федор Осипович - яркий представитель русского модерна в архитектуре.

Родился в Саратове 26 июля 1859 года в семье обрусевшего

немецкого инженера-технолога Шехтеля Осипа Осиповича и матери Гетлих Дарьи Карловны.
В 1871 году Федор Осипович зачислен во второй класс мужской гимназии, где проявил способности к рисованию и черчению. В 1873 году поступил в Тираспольскую римско-каталическую семинарию. Окончив семинарию в 1875, Федор Осипович переехал в Москву и поступил на обучение в Московское училище живописи, на Архитектурное отделение

Федор Осипович Шехтель (1859-1921)

Шехтель Федор Осипович - яркий представитель русского модерна в архитектуре. Родился в Саратове 26 июля 1859 года

Слайд 4Предки Федора Шехтеля со стороны отца прочно обосновались в Саратове

с 1820-х годов. В отличие от большинства бывших колонистов, стремившихся

жить обособленно от русского населения города, Шехтели поселились на Московской улице, где традиционно проживало местное купечество. Источником благосостояния семейства Шехтелей была торговля всевозможными товарами — мануфактурой, винами, золотыми и серебряными изделиями, саратовским табаком, продукцией собственной ткацкой фабрики, обоями и даже художественными произведениями из алебастра и картинами.

Федор Осипович Шехтель (1859-1921)

Предки Федора Шехтеля со стороны отца прочно обосновались в Саратове с 1820-х годов. В отличие от большинства

Слайд 5Особняк К.К. Рейнеке — это кирпичное строение переменной этажности с

подвалом и мансардой. За годы существования здание, в котором сейчас

располагается областной госпиталь для ветеранов войн, претерпело изменения: был надстроен зимний сад, пристроен трехэтажный корпус, соединенный с памятником переходом. В глубине двора имеется фонтан. Главные фасады здания выполнены в стиле «модерн», стены облицованы глазурованным кирпичом.

Особняк А.К.Рейнеке

Особняк К.К. Рейнеке — это кирпичное строение переменной этажности с подвалом и мансардой. За годы существования здание,

Слайд 6Для балаковских купцов братьев Мальцевых зодчим был выполнен ряд построек,

среди которых —особняк П.М. Мальцева. По совету архитектора, Паисий Михайлович

Мальцев выбрал для внутренней и внешней отделки особняка стиль итальянского барокко, который беспристрастно отразил тогдашние предпочтения крупной российской буржуазии. К ней, без сомнения, принадлежали и Мальцевы. Шехтель создал и сложный рисунок кованых створок, в центре которых просматриваются силуэты тех же амфор с огнем. А поверх всей этой пышной атрибутики давно ушедшей эпохи на месте, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, не без иронии, поместил символ нового времени, новых хозяев — жезл Меркурия, покровителя воров и торговцев.

Дом Мальцева

Для балаковских купцов братьев Мальцевых зодчим был выполнен ряд построек, среди которых —особняк П.М. Мальцева. По совету

Слайд 7Поднятое на цокольный этаж и оттого особенно величественное здание щедро

украшено архитектурным декором из арсенала “большого стиля”: пилястрами, затейливым аттиком,

урнами и балюстрадой на крыше. Шехтель добавил также скульптурные детали в виде грифонов на парапете и водостоках, вазы-амфоры с пламенем, каменные маски над окнами. Торжественные въездные ворота были задуманы им в виде триумфальной римской арки.

Дом Мальцева

Поднятое на цокольный этаж и оттого особенно величественное здание щедро украшено архитектурным декором из арсенала “большого стиля”:

Слайд 8Для каждого помещения зодчий разработал свой сюжет:
Голубая угловая гостиная

с камином получила расписной плафон потолка, лепные карнизы и панели,

в подражание стилю рококо лепным растительным орнаментом были покрыты стены
Для столовой был выбран охотничий сюжет. Здесь панели и плафон украсили лепные орнаменты в виде плодов, дичи и предметов охоты.
Исключительной красоты белый плафон с арабесками украсил мавританскую спальню. Все это сохранилось - от мраморных подоконников до медных запоров и ручек на рамах.

Дом Мальцева

Для каждого помещения зодчий разработал свой сюжет: Голубая угловая гостиная с камином получила расписной плафон потолка, лепные

Слайд 9Кабинет, где также отдана дань лепнине, украсил массивный камин со

скульптурами ангелов вокруг вазы.
Дом Мальцева

Кабинет, где также отдана дань лепнине, украсил массивный камин со скульптурами ангелов вокруг вазы.Дом Мальцева

Слайд 10Знаменитый архитектор выиграл конкурс, проведённый Московским архитектурным обществом. Храм был

рассчитан на 1200 мест молящихся и по внешнему и внутреннему

убранству (паркетный дубовый пол, пятиярусный серебряный иконостас) мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.
Строительство храма длилось с 1910 по 1914 годы. Храм действительно получился уникальным. Уже во время строительства в российской печати появляются упоминания об этой церкви. В.Я.Курбатов в 1911 году писал: «Церковь в Самарской губернии поражает искусно решённой задачей шатрового перекрытия большой площади». Журнал «Зодчий» помещает фотографию проекта и описывает будущий храм: «Церковь сооружается из жигулёвского камня, размером 10х13 вершков, им же облицованы главный шатёр и шатры над крестильней и колокольней

Храм Святой Троицы

Знаменитый архитектор выиграл конкурс, проведённый Московским архитектурным обществом. Храм был рассчитан на 1200 мест молящихся и по

Слайд 11Существует легенда об отливке большого колокола, который был выше человеческого

роста и имел вес 7 тонн. Согласно этой легенде, при

отливке колокола в Париже россияне, которые проживали за границей, бросили в чан с кипящим металлом столько драгоценностей, что звук его изменился на полтона от предусмотренного. В связи с этим колокол приобрёл огромную стоимость. Рассказывают, что когда колокол сбрасывали с колокольни, власти оцепили территорию вокруг церкви по всему периметру падения, собрали все кусочки разбившегося металла и увезли в неизвестном направлении.
Как утверждают старожилы, между церковью и двумя великолепными особняками братьев Мальцевых был подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по туннелю гнали тёплый воздух от котельной Паисия до особняка Анисима Мальцева и до церкви. Паисий Михайлович, чтобы попасть в храм, пользовался этим подземным ходом. В настоящее время туннель полузасыпан.

Храм Святой Троицы

Существует легенда об отливке большого колокола, который был выше человеческого роста и имел вес 7 тонн. Согласно

Слайд 12Южный фасад с фресками головы Христа-Спасителя и двух Архангелов. Ширина

основания под купол с южного фасада храма 6,75 сажень. (Фреска

была закрашена. Сейчас открыта).

Южный фасад

Южный фасад с фресками головы Христа-Спасителя и двух Архангелов. Ширина основания под купол с южного фасада храма

Слайд 13Западный фасад. Фреска со Святой Троицей над входом в храм.

(Ввосстановлена).

Западный фасад.

Западный фасад. Фреска со Святой Троицей над входом в храм. (Ввосстановлена). Западный фасад.

Слайд 14Северный фасад. На верхней стене по центру великолепная золочёная фреска

с Богоматерью. (Эта фреска чудом сохранилась в первозданном виде и

сияеет в утренние часы со стороны речки Балаковки, привлекая взоры рыбаков и туристов Балакова).

Северный фасад.

Северный фасад. На верхней стене по центру великолепная золочёная фреска с Богоматерью. (Эта фреска чудом сохранилась в

Слайд 15       При входе в храм была комната под названием «крестильня»,

с пристройкой. Справа от главного западного входа – «раздевальня» и

лестница на колокольню. К алтарю были пристроены библиотека, «архирейная» и ризница, а внизу подвальный этаж и склеп для первого умершего священника.
Библиотеку, архирейную и склеп разорили в советское время. В 1919г. и 1930 г. были изъяты многие позолоченные, серебряные реквизиты и редкая церковная утварь и иконы. Церковная лавка попала в соседнюю городскую баню, а потом в музей.
В 1992 году храм возвращен православной церки. 

Храм Святой Троицы

       При входе в храм была комната под названием «крестильня», с пристройкой. Справа от главного западного входа

Слайд 16Пётр Зыбин родился 18 ноября 1857 года в селе Ордатово

Стерлитамакского уезда Нижегородской губернии в семье крепостного крестьянина.
Талант рисования он

обнаружил будучи учеником церковно-приходской школы. Вскоре Зыбина отправляют учиться в иконописную школу при Троице-Сергиевой лавре, в которой он проучился несколько лет. В 1877 году поступает в школу ваяния и живописи в Москве, которую заканчивает с золотой медалью. Золотая медаль позволяла продолжить обучение за счет бюджета в Петербургской академии художеств.

Пётр Митрофанович Зыбин

Пётр Зыбин родился 18 ноября 1857 года в селе Ордатово Стерлитамакского уезда Нижегородской губернии в семье крепостного

Слайд 17Первой работой Зыбина в Саратове была Николаевская церковь-школа (ул. Дегтярная,

26). Церковь была освящена в 1898 году
П.М.Зыбин

Первой работой Зыбина в Саратове была Николаевская церковь-школа (ул. Дегтярная, 26). Церковь была освящена в 1898 годуП.М.Зыбин

Слайд 18Годом позже архитектор занимается модернизацией железнодорожного вокзала (ст. Саратов-1): был

изменен фасад здания и построены боковые пристройки, в которых разместились

ресторан, залы ожидания и билетные кассы.

П.М.Зыбин

Годом позже архитектор занимается модернизацией железнодорожного вокзала (ст. Саратов-1): был изменен фасад здания и построены боковые пристройки,

Слайд 19В 1900 году строит собственный особняк (ул. Киселёва, 76). Это

здания по праву считается одним из красивейших зданий, созданных Зыбиным.

В архитектуре особняка уже явно прослеживается новый для архитектора стиль модерн: общая асимметрия здания, лоджия в виде замочной скважины, яркие изразцовые вставки. Сейчас это здание занимают структуры правительства Саратовской области.

П.М.Зыбин

В 1900 году строит собственный особняк (ул. Киселёва, 76). Это здания по праву считается одним из красивейших

Слайд 20В 1906 году Зыбин строит часовню-церковь «В скорбях и печалях

утешение» (ул. Волжская, 36). Здание церкви напоминает храм Вавилия Блаженного

в Москве. Элементы модерна присутствовали во внутреннем оформлении церкви, не сохранившемся до наших дней. В Саратове прижилось название «Утоли моя печали».

«Утоли моя печали»

В 1906 году Зыбин строит часовню-церковь «В скорбях и печалях утешение» (ул. Волжская, 36). Здание церкви напоминает

Слайд 21Здание Волжского ЗАГСа
Адрес - ул.Волжская, 22. В городе известен также

как "Особняк Прекрасной Елены»

Дом Э.Бореля

Здание Волжского ЗАГСаАдрес - ул.Волжская, 22. В городе известен также как

Слайд 22Одноэтажный, кирпичный, с подвалом, он оформляет угол улиц Волжской и

Соборной и является главным объемом городской усадьбы, состоящей собственно из

особняка, двора с парадной лестницей, фонтана-грота и хозяйственных помещений, выходящих вглубь двора.

Особняк Шмидта

Одноэтажный, кирпичный, с подвалом, он оформляет угол улиц Волжской и Соборной и является главным объемом городской усадьбы,

Слайд 23Семен Акимович родился 26 января 1874 года в селе Корейском

Рыльского уезда Курской губернии в семье сельского священника и преподавателя.

В 1894 году вынужден был эмигрировать в Швейцарию. Там он пробыл десять лет, сумев частными уроками заработать себе не только на пропитание, но и на учебу в Лозанском университете. Последний он закончил в 1904 году, получив диплом инженера-строителя. Сразу же после этого возвратился в Россию, где в Новороссийске начал работать городским архитектором. В 1911 году Семен Акимович переехал в Саратов, где сразу же включился в работу по переустройству фасада музыкального училища. Женой архитектора была Евгения Владимировна Цешковская, дочь судового механика дальнего плавания. Семен Акимович имел двоих детей: дочь Наталию (впоследствии выпускница МИСИ, долгие годы работавшая архитектором) и сына Николая, ушедшего добровольцем на фронт в Великую Отечественную войну и погибшего в 1942 году

Каллистратов Семен Акимович (1874-1966)

Семен Акимович родился 26 января 1874 года в селе Корейском Рыльского уезда Курской губернии в семье сельского

Слайд 24Это здание стоит в начале главной улицы города – Немецкой.

Было построено в 1902 г. архитектором А.И.Ягном для музыкального училища

Оно сразу же было подвергнуто острой критике, главным образом за его внешний вид. В местных газетах его сравнивали, как правило, с хлебным элеватором,. В 1912 году, в связи с открытием в Саратове консерватории (третьей в стране), здание было перестроено архитектором С.А.Калистратовым.

Саратовская государственная консерватория им.Л.В.Собинова

Это здание стоит в начале главной улицы города – Немецкой. Было построено в 1902 г. архитектором А.И.Ягном

Слайд 25Обращение автора к готическому стилю было не случайно. С. А.

Каллистратов получил образование в Швейцарии, где сильны культурные традиции Южной

Германии. Очевидно, и желание автора с помощью готической архитектуры здания консерватории объединить композиционно расположенные рядом католический собор (на Немещюй ул., ныне пр. Кирова, здание кинотеатра «Пионер»), и лютеранскую церковь (на Никольской ул., ныне ул. Радищева, на этом месте построен новый корпус сельскохозяйственного института). Оба здания, как известно, были выстроены в готическом стиле.

Саратовская государственная консерватория им.Л.В.Собинова

Обращение автора к готическому стилю было не случайно. С. А. Каллистратов получил образование в Швейцарии, где сильны

Слайд 26Если на прежних, старых фасадах здания практически, не было художественных

деталей (за исключением художественного металла решеток балконов), то в новых

фасадах художественная культура была представлена очень широко и свободно. Стрельчатые формы оконных наличников, высокие, спаренные колонки, заканчивающиеся вверху шпилями, розетные окна, поющие химеры, изображение совы (символ мудрости), виноградных гроздьев (символ преуспеяния края) - все это со*общало зданию историческую перспективу и обращенность к европейской культуре.

Саратовская государственная консерватория им.Л.В.Собинова

Если на прежних, старых фасадах здания практически, не было художественных деталей (за исключением художественного металла решеток балконов),

Слайд 27Построена в 1914-1916 гг. Композиция фасада имеет ярусное построение. Первый

этаж решен как сплошной фронт витрин, второй и третий этажи

вынесены вперед из плоскости фасада.

Гостиница «Астория»

Построена в 1914-1916 гг. Композиция фасада имеет ярусное построение. Первый этаж решен как сплошной фронт витрин, второй

Слайд 28Гостиница «Астория»
Особый интерес представляют скульптуры, завершающие пилоны эркеров. В центральной

части это фигуры опирающихся на мечи рыцарей, на боковых эркерах

- фигуры стартующих гонцов
Гостиница «Астория»Особый интерес представляют скульптуры, завершающие пилоны эркеров. В центральной части это фигуры опирающихся на мечи рыцарей,

Слайд 29Родился в Воронеже 30 января (11 февраля) 1868 года в

небогатой семье аптекаря-провизора; учился в местной гимназии, после чего, проявив

склонность к точным дисциплинам, поступил в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. В 1893 году, в связи с реорганизацией академии, Мюфке переводится в Высшее художественное училище, которое и заканчивает 27-летним юношей в 1896 году.

Карл Людвигович Мюфке (1868-1933)

Родился в Воронеже 30 января (11 февраля) 1868 года в небогатой семье аптекаря-провизора; учился в местной гимназии,

Слайд 30с 1897 по 1910 год он постоянно живет и работает

в Казани, где благодаря своему искусству обретает довольно большую известность

и популярность. С открытием же в Саратове нового университета жизнь и деятельность архитектора навсегда связывается с этим городом. Под руководством Карла Людвиговича и по его проектам были построены четыре основных корпуса, составивших завершенный университетский ансамбль, университетская пристройка в городской больнице.

К.Л.Мюфке

с 1897 по 1910 год он постоянно живет и работает в Казани, где благодаря своему искусству обретает

Слайд 31В марте 1933 Карл Людвигович скончался. Похоронен он в Саратове

на Воскресенском кладбище. На могиле его возвышается черный мраморный обелиск,

поставленный на средства университета.

К.Л.Мюфке

В марте 1933 Карл Людвигович скончался. Похоронен он в Саратове на Воскресенском кладбище. На могиле его возвышается

Слайд 32Законопроект об открытии университета в Саратове был утверждён Николаем II

10 июня 1909 года. Это событие стало возможным благодаря настойчивости

саратовской общественности, администрации и премьер-министра П. А. Столыпина. Саратовский государственный университет был открыт 6 декабря 1909 года как Императорский Николаевский университет. В октябре 1923 года университет был переименован в Саратовский государственный университет
им. Н. Г. Чернышевского.

Саратовский Государственный Университет

Законопроект об открытии университета в Саратове был утверждён Николаем II 10 июня 1909 года. Это событие стало

Слайд 33Василий Алексеевич родился в 1872 году в безвестном селе одной

из верхневолжских губерний. Родом он был из мещан. Отец его,

трагически погибший в 1874 году (случайно был захвачен жерновами мельницы), содержал небольшой кустарный промысел. Маленький Вася воспитывался у деда, учился в реальном училище городка Новозыбкова на Брянщине, куда семья Люкшиных перебралась к началу восьмидесятых годов. Завершив среднее образование, Люкшин уехал в Петербург где со второй попытки поступил в институт гражданских инженеров, полный курс которого Василий Алексеевич закончил в 1901 году. В течение двух последующих лет молодой архитектор работал на железной дороге, проживая в Томске, а в 1903 году был приглашен на должность городского архитектора в Саратов.

Василий Алексеевич Люкшин ( 1872-1945)

Василий Алексеевич родился в 1872 году в безвестном селе одной из верхневолжских губерний. Родом он был из

Слайд 34Основная деятельность Люкшина в дореволюционный период связана с подготовкой и

исполнением проекта саратовского Крытого рынка, над которым он начал работать

уже в 1906 году.

Василий Алексеевич Люкшин ( 1872-1945)

Основная деятельность Люкшина в дореволюционный период связана с подготовкой и исполнением проекта саратовского Крытого рынка, над которым

Слайд 35Торжество по случаю закладки здания состоялось 7 июня 1914 года.

Уже летом закончилось сооружение фундаментов. Проектом предусматривалось наружные стены первого этажа

и цоколь облицевать серым и красным финским гранитом. Прилавки предполагалось сделать из голубого уральского мрамора, а стены внутри рынка облицовывать на высоту 1,33 сажени белой глазурованной плиткой. Но начавшаяся первая мировая война внесла свои коррективы в ход строительства: удлинились сроки, сорвались поставки некоторых материалов, в частности гранита из Финляндии. Голубой мрамор был заменен на светло-серый.

Крытый рынок

Торжество по случаю закладки здания состоялось 7 июня 1914 года. Уже летом закончилось сооружение фундаментов.  Проектом

Слайд 36 Несмотря на военное время, возведение Крытого рынка продолжалось немногим

более двух лет (для сравнения: недавняя реконструкция растянулась на 8

лет). Кстати, все работы практически велись вручную. Строительная техника была представлена всего двумя лебедками. Не смотря на это по мнению современников, это был лучший рынок в России. Прямоугольное здание с куполом в центре. На первом этаже расположен городской рынок , на втором универмаг. Имеет 4 входа в торговый зал рынка и 8 входов в универмаг . Под куполом, был сделан круглый фонтан со скульптурной группой из двух колхозниц. Пространство рынка освещалось естественным светом. Вентиляция была проточной. Окна открывались специальным механизмом внизу.

Крытый рынок

Несмотря на военное время, возведение Крытого рынка продолжалось немногим более двух лет (для сравнения: недавняя реконструкция

Слайд 37В верхней части лицевой стены рынка помещен лепной герб Саратова

- три сходящиеся в центр стерляди. Под гербом лепное изображение

головы коровы, над гербом - сноп пшеницы. Герб заключен в лавровый венок.
На торцевой стене рынка надпись "Городской рынокъ".

Крытый рынок

В верхней части лицевой стены рынка помещен лепной герб Саратова - три сходящиеся в центр стерляди. Под

Слайд 38Учился в Императорской Академии Художеств в качестве вольноприходящего ученика. Получив

во время прохождения курса две серебряные медали, малую и большую,

был выпущен из академии в звании свободного художника в 1842 году. Вскоре
И. Штром начал свою практическую строительную деятельность, определившись на службу по военному ведомству. В 1853 г. Штром, как художник, уже доказавший своими трудами основательные познания в архитектуре и получивший известность, был признан академиком, а в 1862 г. удостоен, сверх того, звания почетного вольного общника академии. Наконец, в 1867 г., за здание Александровской больницы в Санкт-Петербурге, построенное по его проекту и под его наблюдением, Штром получил титул профессора.

Иван Васильевич Штром (1823-1887)

Учился в Императорской Академии Художеств в качестве вольноприходящего ученика. Получив во время прохождения курса две серебряные медали,

Слайд 39Построен по проекту И.В.Штрома
в начале 80-х годов

XIX в.
Художественный музей им.А.Н. Радищева

Построен по проекту И.В.Штрома   в начале 80-х годов XIX в.Художественный музей  им.А.Н. Радищева

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика