Слайд 1ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Интегрированный урок биологии и географии
Урок-путешествие «Арктика.
Там много интересного...»
Автор:Номоконова А.А.
г. Биробиджан, 2016 г.
Слайд 2Там много интересного...
На самом – самом севере, как, впрочем, и
на юге,
Там много интересного, почти нам неизвестного и
сказочного чуда.
Спешим мы
путешествовать по северу, друзья!
По Арктике, по Арктике - стране снегов и льда!
Здесь круглый год не тает лед, лежат кругом снега,
А белый, белый мишка не прячет даже нос, когда в белой пустыне трещит сильный мороз.
Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…..
Слайд 3Внимание! Вопрос!
Ребята, а что называют Арктикой?
Слайд 4Арктикой называют ...
Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большая Медведица,
т. е. вокруг Северного полюса.
Слайд 5Климатические особенности Арктики
Климат в Арктике
очень суровый.
Ледяной и снежный
покров держится
почти
весь год.
Слайд 6Зима в Арктике
Зимой здесь - долгая полярная ночь. Температура
понижается
до – 40 и ниже, дуют сильные
ураганные ветры, часты
бураны. Иногда возникают
удивительной красоты явление - полярное сияние.
Слайд 7Внимание! Вопрос!
Ребята, а бывает ли лето в Арктике?
Слайд 8Лето в Арктике...
Летом в Арктике –
полярный день.
Несколько месяцев
круглые сутки светло,
но
не тепло.
Температура лишь на
несколько градусов
выше 0.
Слайд 10Страницы истории
На протяжении длительного периода своей истории европейцы и, особенно,
россияне не оставляли попыток исследовать, что за земли находятся на
Севере, есть ли там океан, связывающий запад и восток материка, и можно ли его использовать на благо торговых отношений.
Слайд 11Внимание! Вопрос!
Кто руководил первой дрейфующей станцией русских исследователей в Арктике
Слайд 12«СП-1»
В 1937 году под
руководством И. Д.
Папанина
была высажена
первая исследовательская
экспедиция «СП-1».
Слайд 13Внимание! Вопрос!
Из скольки человек состоял персонал станции?
Слайд 14Персонал станции
Персонал станции состоял из четырёх специалистов – знаменитая на
всю страну четвёрка «папанинцев» :
начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений
Фёдоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнст Кренкель.
Слайд 15Внимание! Вопрос!
Чем занимались
«папанинцы» в Арктике
на дрейфующей льдине?
Слайд 16«СП-1»
На льдине остались отважные исследователи
с палаткой для жизни и
работы, двумя радиостанциями, соединенными антенной, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для
измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда..
Слайд 17 Новые открытия
Каждый день пребывания
на Северном Полюсе приносил исследователям новые открытия, и первым из
них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.
Слайд 18Внимание! Вопрос!
Какова продолжительность работы станции «СП-1» в широтах Арктики и
каковы были результаты ученых?
Слайд 19Результаты «СП-1»
Девятимесячный дрейф позволил получить уникальные для того времени сведения
о природе высокоширотной Арктики и первые представления о геоморфологии приполюсного
района, а также доказал практическую возможность и целесообразность проведения широкого комплекса наблюдений с дрейфующего льда на регулярной основе.
Слайд 20Мы изучаем мир растений Арктики
Ребята, давайте попробуем представить себя в
роли ученых, которые должны дать общую характеристику растительному миру полярной
пустыне -Арктике.
Ваша задача при помощи атласов ,учебников и Интернет- ресурсов найти информацию о растениях Арктики.
Желаем вам успехов!
Слайд 21Растительный мир Арктики
Растительность в Арктике растет только на материковой и
островной зоне. Поэтому можно сказать, что основную часть растительности Арктики
составляют растения тундры.
Растительный покров Арктики представлен злаками, осокой, полярными маками, кустарничками - ивняками, карликовыми березками, лишайниками, печеночниками, мхами
(знаменитый олений мох - ягель).
Слайд 22Внимание! Вопрос!
Как называется это за растение?
Какие животные употребляют его
в пищу?
Слайд 23ЯГЕЛЬ
Лишайник ягель, или олений мох. Это один из самых
крупных наших лишайников, высота его достигает 10—15 см. Во влажном
состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он твердеет и становится очень хрупким, легко крошится. Достаточно малейшего прикосновения, чтобы от лишайника отломились кусочки. Эти мельчайшие обломки легко переносятся ветром и способны дать начало новым растениям. Ягель имеет большое народнохозяйственное значение. Он, как известно, служит одним из важнейших кормовых растений для оленей в тундре. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.
Слайд 24Внимание! Вопрос!
Перед вами самое распространенное растение
южной части полярной тундры.
Определите
данное растение и ответьте на вопрос : « Как могут
использовать это растение коренные жители тундры?»
Слайд 25Карликовая береза
Карликовая березка мало похожа на нашу обычную, всем
знакомую березу, хотя оба эти растения — близкие родственники (разные
виды одного и того же рода). Высота карликовой березки невелика — редко больше половины человеческого роста. В летнее время ее листьями питаются олени. А местное население собирает более крупные экземпляры растения на топливо.
Слайд 26Полезные ископаемые Арктики
Арктическая зона России в целом представляет собой колоссальный
сырьевой резерв страны и относится к числу немногих регионов мира,
где имеются практически не тронутые запасы углеводородного и минерального сырья.
На относительно небольших территориях здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Слайд 27Работа с атласами и картами
Задание: Определите полезные ископаемые Арктики и
нанесите их на контурные карты.
Слайд 28Полезные ископаемые Арктики
Нефтегазоносные области : в Западной Арктике на
шельфе Баренцева и Карского морей , на шельфе моря Лаптевых,
Восточно-Сибирского и Чукотского морей в Восточной Арктике, Огромные прогнозные запасы нефти и газа содержат Тимано-Печорская, Енисейско-Лаптевская, Баренцево-Карская, Индигиро-Чукотская нефтегазоносные провинции, а также Южно-Ямальская, Лено-Анабарская и Анадырская нефтегазоносные области.
На шельфе Баренцева моря открыто 11 месторождений, в том числе 4 нефтяных (Приразломное, Долгинское, Варандейское, Медынское), 3 газовых (Мурманское, Лудловское, Северо-Кильдинское), 3 газоконденсатных (Штокмановское, Поморское, Ледовое) и 1 нефтегазоконденсатное (Северо-Гуляевское).
Слайд 29Полезные ископаемые Арктики
Арктической зоне содержатся уникальные запасы и прогнозные ресурсы
редких металлов и других полезных ископаемых. В северной части Кольской
провинции сосредоточены основные ресурсы медно-никелевых руд, платиновых и редкоземельных металлов, тантала, титана, железа, ниобия, полиметаллов, фосфора, флюорита, хрома, марганца, алмазов и золота. В северной части Таймыро-Норильской провинции находятся платиновые металлы и медно-никелевые руды. В Таймыро-Североземельской провинции найдены запасы ванадия, молибдена, вольфрама, хрома, полиметаллов и золота. В Анабарской и Якутской провинциях - алмазы, железо, редкие металлы.
Слайд 30Полезные ископаемые Арктики
Задание :
Сделайте вывод по перспективам использования полезных
ископаемых в будущем.
Слайд 31ВЫВОД:
Совершенно очевидно, что Арктический сегмент Земли в будущем станет главным
объектом пополнения запасов нефти и газа как для России, так
и для других государств. Поэтому интерес арктических стран к разработке природных ресурсов Арктики будет только возрастать и, по прогнозам экспертов, борьба между ними за эти ресурсы в будущем обострится. Это связано и с глобальным потеплением, и с истощением месторождений в других частях Земли.
Слайд 32Домашнее задание:
1. Дайте общую характеристику животному миру Арктики.
2.Ответьте на
вопрос : « Есть ли экологические проблемы в Арктике? Если
есть, то какие?»
3. Приготовьте рассказ о коренных жителях Арктики.