Слайд 1народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана)
Башкиры
Слайд 2Цветок курая – символ семи башкирских племен.
Слайд 3Демографические данные
Башкортостан - многонациональная республика. На её территории проживают
представители более 70 наций и народностей. Наиболее многочисленные из них
– башкиры (21,9%), татары (28,4%) и русские (39,3%). Остальные национальности вместе взятые составляют 10,4% населения Башкортостана. Всего в Башкортостане проживают представители свыше 130 национальностей.
Слайд 4
Численность в России 1345,3 тыс. человек, в том числе в
Башкирии 863,8 тыс. человек.
Живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской,
Тюменской областях. Проживают по всей территории России.
Башкиры
Слайд 5Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный,
восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки.
Распространены русский,
татарский языки.
Письменность на основе русского алфавита.
Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.
Слайд 6 Башкиры - тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю
Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы.
Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков.
В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика башкиров.
Слайд 7Хозяйство
Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили
главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов.
Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Развиты были подсобные занятия и промыслы - ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви.
Слайд 8Традиционные поселения и жилища.
Традиционным сельским поселением башкир был аул. В
условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с
переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, в выселках было 10-20 дворов.
Слайд 9Религия и письменность
Мусульманство.
Письменность для башкирского
языка сначала была
создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели
на латиницу, а с 1939 г. - на русскую графическую основу.
Слайд 10Башкирский национальный костюм.
Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк)
с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы
на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края.
Слайд 11Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых
племён.
Слайд 12Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли,
мёд, ягоды и травы.
Слайд 13Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.
Накануне весенних полевых работ,
а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший
общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом.
Слайд 14Башкиры сохраняли элементы традиционных верований:
почитание объектов (рек, озёр, гор,
лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил,
животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы).
Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе).
Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом.
Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов.
Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты.
Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.