Слайд 1«Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии».
Булычева Г.И.
учитель географии
МБОУ «СОШ
№30»
г.Озёрска. Челябинской области
Слайд 2ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве
приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а
также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Согласно вышесказанному на уроках географии:
Слайд 3Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки
в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию
географического стиля мышления.
Слайд 41. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу
обучения.
2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как
1. проблематизация,
2. мотивация,
3. актуализация имеющегося субъективного опыта,
4. коммуникация,
5. рефлексия.
Слайд 5Освоение географических умений и способов деятельности
6. объяснительно-аналитического,
7. оценочного,
8. прогностического,
9. проектного,
10.коммуникативного характера.
Уровневая дифференциация географических умений включает
в себя
11. репродуктивные,
12.продуктивные,
13.креативные умения.
Слайд 6Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные
вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие личности в
системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Слайд 8Личностные УУД
смыслообразование (интерес, мотивация);
нравственность, этика («что такое хорошо, а что
такое плохо»);
личное, эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
формирование интереса
к себе и окружающему миру (ребенок задает?);
осознание своего места в мире;
формирование позитивного отношения;
желание выполнить учебные действия;
использование фантазии и воображения при выполнении УУД
Слайд 9В сфере личностных УУД будут сформированы:
Внутренняя позиция ученика;
Личностная мотивация УД;
Ориентация
на моральные нормы и их выполнение.
Слайд 10Регулятивные УУД
целеполагание;
планирование;
прогноззирование;
контроль;
оценка;
волевая саморегуляция
В сфере регулятивных УУД ученики овладевают всеми типами
учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу и реализовывать ее.
Слайд 11Позновательные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой
информации;
применение компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Слайд 12Пример
Урок
«Погода и климат» 6 класс
Слайд 13Задачи урока:
Обучающие (формирование познавательных УУД):
закрепление и систематизация учебного материала, формирование
образовательной компетентности.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
развитие приёмов умственной деятельности, памяти,
внимания, умения сопоставлять, анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки.
Слайд 14Воспитательные (формирование личностных УУД):
стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;
воспитание настойчивости
в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Слайд 15Познавательные УУД
Найти в тексте параграфа 42 новые понятия.
Самостоятельно сформулировать правила
к понятиям.
Пользуясь компьютерными средствами определить тип погоды для определенного города.
Записать
в тетрадь погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков.
Слайд 16Игра «Найди пару»
Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных
приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами.
Регулятивные УУД
Слайд 17Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды
1. Ясное небо зимой.
2. Облачность
возрастает.
3. Дым поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5.
Сильный ветер днем, стихает ночью.
6. Давление высокое, не изменяется.
7. К ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10.Небо безоблачно.
Слайд 18Личностные УУД
Осознание себя
в окружающем мире.
Влияние погоды на
деятельность
человека.
Слайд 19Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного
процесса, в частности
усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных
видов компетенций учащихся;
создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
ВЫВОД
Слайд 20УУД способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
создают
предпосылки для перехода к самообразованию;
обеспечивают формирование осознанности и критичности
учебных действий.
Слайд 21 Источники информации
Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В. ,
Чиндилова О.В., Козлова С.А. «Программа личностного развития и формирования универсальных
учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100»)»
Родыгина О.А «Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»»