Разделы презентаций


Глиняная игрушка на Кубани

Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Глиняная игрушка на Кубани
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы


МАОУ СОШ № 5 города Курганинска Краснодарского края
Черепова Марина Валентиновна

Глиняная игрушка на КубаниПрезентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5 города Курганинска Краснодарского

Слайд 2Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его

развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит

народной игрушке.
Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из

Слайд 3Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем

исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не

только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.  
Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона.

Слайд 4Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы

весьма затруднительно. Если ранее и случалось, что хроникеры и мемуаристы

замечали игрушку, то обыкновенно описывали как курьез . В такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации, ни о стремлении изучить её.
Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно. Если ранее и случалось, что

Слайд 5Между тем история народной игрушки на Кубани – отражение процессов

развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в

жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIII в. (в связи с зарождением Кубанского казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской этнографической групп – при активном участии народов северокавказского региона – привело к возникновению новой региональной этнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности, отличные от метропольных .  
Между тем история народной игрушки на Кубани – отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и

Слайд 6Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных экспедиций и немногие музейные

экспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке кубанской игрушки ,

в том числе глиняной. Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Баталпашинской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы – хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами – макитрами, глечиками, мисками, горшками.  
Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных экспедиций и немногие музейные экспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке

Слайд 7Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу,

выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить

фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Пусть на чей-то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными", ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги.
Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные

Слайд 8"Коник" из экспозиции музея истории ст. Полтавской Красноармейского р-на Краснодарского края
В

древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между

собой. В них отражались народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.
Музыкальные функции игрушки наряду с древнейшей семантикой их орнамента составляют наиболее архаичный пласт их облика и содержания. С годами религиозное значение было забыто, возвеличенные когда-то до символов неба, солнца животные и птицы постепенно утратили свой магический, божественный смысл и, перейдя в детские руки, стали забавной игрушкой, вовсе не вызывая у детей того почтения, страха, надежды, которые испытывали далекие предки. В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех центров народной игрушки России. Он состоит из воздушной камеры, канала воздушного потока и иногда клина, который располагается по центральной оси канала. Несмотря на одинаковый механизм, свистки в разных центрах и даже у разных мастеров отличаются друг от друга. Свист может быть разным, в зависимости от свойств местной глины, качества обжига, индивидуальной манеры изготовителя, объема воздушной камеры и местоположения ее в игрушке. В свистульках кубанских мастеров воздушная камера входила в основную форму игрушки, находясь в самом туловище того или иного персонажа (см. рис. 2). Отверстие, в которое подавался воздух для получения свиста, располагалось на конце свистульки – в "хвосте" игрушечного животного. Его могли делать сразу или прочищать позже, когда глина подсыхала и стенки становились крепкими, чтобы не деформироваться под резцом. Тогда же прорезались и другие необходимые для извлечения звука отверстия (два круглых боковых в боках птицы, коня, барана или прямоугольное отверстие внизу свистульки). Перед обжигом игрушку хорошо высушивали.
В конце XIX – начале ХХ вв. изделия кубанских гончаров оказались не в состоянии конкурировать с фабричными фаянсовыми, металлическими и стеклянными изделиями. Развитие капиталистических отношений в Кубанском регионе, переход от натурального хозяйства к фабричному и крупнопромышленному производству не позволили развиться таким очагам в крупные народные промыслы, превратиться в специализированную ветвь. С постепенным сокращением производства гончарной посуды исчезла и глиняная игрушка.

 


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика