Слайд 1Тема урока: «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры»
« Страна белой
смерти»
С. Цвейг
«Страна льда и тьмы»
Ф. Нансен
Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомиться с особенностями природы, основными занятиями
населения и экологическими проблемами северного безлесья.
Слайд 4ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Природный комплекс – это
закономерное
сочетание взаимосвязанных компонентов на определённой территории.
Слайд 52. КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА
Рельеф
Животный мир
Вода
Растительный
мир
Климат
Почва
Слайд 63. Природная зона – это участок земной поверхности, который отличается
особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.
Слайд 74. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРИДНЫХ ЗОН
тундра
степь
полупустыня
смешанный лес
Слайд 85. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЕНЫ ПРИРОДНЫХ ЗОН
ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ
закономерная
смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения
солнечного тепла и неравномерного увлажнения
чередование природных зон в горах
Слайд 10Проверка
1. арктическая пустыня.
2. тундра.
3. лесотундра.
4. тайга.
5. смешанные и широколиственные леса.
6.
лесостепи.
7. степи.
8. полупустыни.
9. пустыни.
Слайд 11Вопросы:
1. В каком направлении происходит смена природных зон?
2. Какие из
перечисленных природных зон относятся к северному безлесью, покажите их на
карте?
Слайд 13
Тема урока: «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры»
Слайд 14ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомиться с особенностями природы, основными занятиями
населения и экологическими проблемами северного безлесья.
Слайд 15ПЛАН УРОКА
1. История исследования природных зон.
2. Характеристика зоны арктических пустынь.
3.
Характеристика зоны тундры.
4. Характеристика зоны лесотундры.
Слайд 17Александр Гумбольдт
XVIII в. Выделил в России три
полосы: северную, среднюю, южную.
Установил, что между климатом и
растительностью существует тесная связь.
Слайд 18
Василий Васильевич Докучаев
В конце XIX в.
доказал, что зональность является всеобщим законом природы. Следствием закона
является существование зональных естественно – исторических зон.
Слайд 19Лев Семёнович Берг
дал характеристику
природных
зон России.
Слайд 20
Задание
Заполнить таблицу: «История исследования природных зон»
Слайд 21ПЛАН ОПИСАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ
1.
Географическое положение.
2. Климат.
3. Почвы.
4. Растительность.
5. Животный мир.
6. Использование человеком.
7. Экологические проблемы.
Слайд 22ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,
Трутся
спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом
моря,
Трутся об ось медведи, вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда.
Слайд 24СЛОВАРЬ УРОКА
Арктическая пустыня – («Арктос» в переводе с
греческого — медведь) — природная зона часть арктического географического пояса,
бассейна Северного Ледовитого океана.
Слайд 26ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Расположена на островах Северного Ледовитого океана и
на крайнем севере полуострова Таймыр.
В пределы этой зоны входят
Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, большие части Новой Земли и Северной Земли.
Слайд 27КЛИМАТ
Зима суровая (до −60°C), в среднем −30˚С в
феврале,
лето короткое и холодное +3˚С в июле. Зимой
стоит полярная ночь, летом наоборот - полярный день.
Годовая сумма атмосферных осадков от 200 до 400 мм \ год.
Слайд 28ПОЧВЫ
Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной
мерзлотой и покрытые крупными ледниками (общая площадь покровного оледенения —
более 55 тыс. км²). Почвы - арктические, очень бедны гумусом и часто засолены.
Слайд 29РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
ЛИШАЙНИК
МХИ
Арктическая пустыня практически лишена растительности:
нет кустарников, лишайники и мхи не образует сплошного покрова.
Слайд 30ЖИВОТНЫЙ МИР
Фауна преимущественно морская: морж, тюлень, летом есть
птичьи базары. Наземная фауна бедна: песец, белый медведь, лемминг
Слайд 31ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ
на островах и во льдах Северного Ледовитого
океана работают научные станции;
проложен Северный морской путь;
люди занимаются рыболовством, охотой.
Слайд 32 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
испытания ядерного оружия ;
радиоактивное загрязнение;
резкое
уменьшение численности многих арктических животных из-за незаконного промысла.
Слайд 33ТУНДРА
Знаю, каждому она
Свои ласки дарит,
Почему же так меня
Снова к тундре тянет?
Слайд 34СЛОВАРЬ УРОКА
Тундра - безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной
мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью.
Слайд 36ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ЗОНА ТУНДР ЗАНИМАЕТ ПОБЕРЕЖЬЕ МОРЕЙ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОВОГО
ОКЕАНА ОТ ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЫ СТРАНЫ ДО БЕРЕНГОВА ПРОЛИВА
Слайд 37КЛИМАТ
ЗИМА ДОЛГАЯ И ХОЛОДНАЯ
температура от -4°С до -40°С.
ЛЕТО КОРОТКОЕ И ХОЛОДНОЕ
температура +5°С…+10°С
Осадки – 200-500 мм \ год
Летом здесь бывает полярный день, а зимой можно увидеть Северное сияние.
Слайд 38ПОЧВЫ
ТУНДРОВО- ГЛЕЕВЫЕ ПОЧВЫ
МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА
Слайд 40РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
МХИ,ЛИШАЙНИКИ, КАРЛИКОВАЯ БЕРЕЗА И КУСТАРНИКИ, ЛЕТОМ МНОГО ЦВЕТКОВЫХ
Слайд 42ЖИВОТНЫЙ МИР
В зоне тундр обитают полярные совы, лемминги,
песцы, северный олень, лоси, бурые медведи, зайцы, росомахи, глухари, рябчики.
В тёплое время гнездятся гуси, утки, лебеди, журавли.
Слайд 43ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ
Оленеводство
Рыболовство
Охота
Выращивание овощей в тепличных хозяйствах
Добыча полезных ископаемых
Слайд 44 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В тундре возникли экологические проблемы:
нарушается
поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
местность загрязняют
нефтью во время добычи;
незаконная охота;
оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда перегоняют на другие места.
Слайд 46СЛОВАРЬ УРОКА
Лесотундра – это область, зона, в которой сочетаются редкий
лес, тундра, болота и луга.
Слайд 48ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Южнее тундры вдоль северного полярного круга
от 20 до 200 км.
Слайд 49КЛИМАТ
Снежная зима, более тёплое лето.
Средняя температура января от -10° С
до
-40° С.
Средняя температура июля от +11° С до +14° С.
Годовая
сумма осадков – 300 – 400 мм.
Слайд 50ПОЧВЫ
Торфянисто-глеевые
Торфяно-болотные
Под редколесьями – глеево-подзолистые
Слайд 52РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Береза бородавчатая
Ель
Лиственница
Осока
Кустарнички
Мхи
Лишайники
Кедровый стланик
Слайд 53ЖИВОТНЫЙ МИР
Северный олень
Песец
Волк
Лемминг
Птицы
Заяц-беляк
Белка
Лось
Слайд 54ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ
Оленеводство
Рыболовство
Охота
Очаговое земледелие: картофель; капуста; репа; редис; салат
Добыча полезных ископаемых
Слайд 55ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
геологическая разведка нефти, газа, алмазов, бокситов и
строительных материалов нарушает земную поверхность и загрязняет воздушную и водную
среду;
загрязнение почв, вод и воздушного пространства промышленными отходами;
загрязнение и засорение земель топливом от ракет.
Слайд 56
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ОТВЕТЫ:
Арктические пустыни - 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17
Тундра - 1,2,5,6,8,10,13,14,16
Слайд 58Подведение итогов
Вспомните, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Как
вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Что вам помогло выполнить
цель на уроке?
Где вам смогут пригодиться полученные сегодня знания?
Какими способами получения информации сегодня на уроке мы пользовались?
Слайд 59
«Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где
части составляют целое, а целое влияет на все части. Если
мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».
А. С. Берг
Слайд 60Источники:
1. Дронов, В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство.
8 класс [Текст] / В. П. Дронов, И. И. Баринова,
В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2009. – 271 с.
2. Рабочая тетрадь по географии России. Природа, население, хозяйство к учебнику под редакцией В. П. Дронова «География России. 8-9 классы / И. И. Баринова, В. П. Дронов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. - 112 с.
3. География. Россия. Природа и население. 8-9 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010. – 56 с.
4. Иллюстрации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//:images.yandex.ru, свободный. Загл. с экрана.