Слайд 1Тема проекта:
Игры на уроках географии в 6 – 7 классах
Учитель географии СОШ №53
г. Чебоксары
Малинина Наталия Семеновна
Слайд 2«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же
значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок
в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Макаренко А.С.
Слайд 3Цель проекта:
Показать роль игры в учебном процессе на уроках географии
в
6 – 7 классах.
Слайд 4Задачи проекта:
Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках
географии через различные формы игровой деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей
учащихся.
Толерантное отношение к окружающим.
Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Слайд 5Актуальность проекта:
Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко
заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С
одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала.
Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения.
Слайд 6Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках географии:
Наличие
у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса.
Понимание
учащимися целей и задач учебной игровой деятельности.
Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре.
Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся.
Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса.
Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.
Слайд 7Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся
Соотнесение шкалы игровых оценок
со шкалой школьных отметок.
Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой
оценки в восприятии ребенка.
Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося.
Метод изучения действий «соперника».
Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.
Слайд 8Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным
материалом:
Стремление к результату.
Стремление к самой деятельности, независимо от результата.
Стремление использовать
данную деятельность для получения побочного результата.
Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).
Слайд 9Игры развивающего обучения:
«Кубик Рубика».
«Вторая половина».
«Географический мяч».
«Игра без слов».
«Ассоциации».
Слайд 10Ролевые игры в учебном процессе:
Одной из форм игровых методов проведения
уроков является метод ролевой игры по типу – проблемно-ролевая дискуссионного
характера. В отличие от театрализованной игры в проблемной игре происходит лишь распределение ролей и ставится проблема, решить которую должны участники с позиций своих персонажей.
Слайд 11Фольклор на уроках географии
Природные условия территории всегда имели большое
значение для проживания на ней населения, то чем они занимались.
В многочисленных загадках, пословицах и поговорках передается описание характерных черт природы конкретных территорий.
Работа идет не только чисто географическая через наблюдения за погодой и природой, параллельно учащиеся работают и над словом, улучшая свою грамматику и орфографию.
Вот некоторые загадки, которые сочинили учащиеся 7 классов.
Слайд 12Загадки
В семь цветов моя одежда
Солнце, дождь мои швеи.
В небе облаком летаю,
На земле рекой бываю,
Я и море, океан…
Чаю сладкого стакан.
Сыро, влажно, мокро.
И пройти не просто.
Я возьму с собой галоши,
Чтоб набрать черники ложку.
Слайд 13
Это очень странный дом,
Шел я лесом – ничего,
Помогает людям он.
Шел я полем – вот и он:
Он построен изо льда, Свежий, шустрый, озорной
Но тепло в нем, это да! И бывает он – любой!
Цели я хочу достичь, Это не улей, не муравейник,
До него хочу дойти. Но в нем тоже полно населения.
Приближаюсь я к нему, Грохот, шум, толчея, суета,
Он все дальше…почему? Но почему-то он манит меня.
Такая большая страна,
А весит на стене она.
Слайд 14Игры длительного характера
«Караул, тонем!»
Потепление климата
на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.
Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население.
Класс делится на пять групп, по направлениям: климатологи, геологи, картографы, почвоведы, биологи.
Группы оглашают свои предложения по данному вопросу.
Учитель оценивает их правильность.
Слайд 15Игра – это:
Деятельность
Мотивированность
Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
Увлеченность
Развитие
речи
Формирование определенных навыков
Общение
Познание
Усвоение учебного материала
Слайд 16Список литературы:
Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. Ростов-на-Дону: Феникс,
2006.
Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие.
Москва: Творческий центр «Сфера»,2005.
Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.
Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
Низовцев В.А., Марченко Н.А. Школьные олимпиады по географии. Москва: Айрис-пресс, 2006.
Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Постов-на-Дону:Деникс,2006.
Яворская И.Н. Занимательная география. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.