Слайд 1«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»
Слайд 2
«Науки разделены не естественным путем, а лишь из соображения удобства,
природа не заинтересована в подобном разделении и многие интересные явления
лежат именно на стыке разных областей наук»
Слайд 3 Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но
трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким,
как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
Слайд 4Под словом интеграция мы понимаем объединение разных частей в одно
целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала
двух дисциплин.
Цель интеграции – дать ребёнку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин.
Слайд 5Задачи интеграционных уроков
Информационная (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её
преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями).
Коммуникативная (способы взаимодействия
с окружающими и удалёнными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе).
Учебно – познавательная (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).
Слайд 6Основные виды межпредметных связей
Предшествующие – связи, когда при изучении материала
курса географии опираются на ранее полученные знания по другим предметам
Сопутствующие
– связи, когда учитывается тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучается по географии и др. предметам
Перспективные – связи используются, когда изучение материала по географии опережает его применение по др. предметам.
.
Слайд 7Преимущества интеграционных уроков
Мир детьми познается в многообразии и единстве.
Уроки развивают
потенциал детей, побуждая их к активному познанию действительности.
Форма проводимых уроков
нестандартна, увлекательна.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самосовершенствования учителя. Это замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношения с классом.
Слайд 8Условия для возникновения интеграции:
1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.
2. Необходимость
поиска новых подходов к обучению.
3. Создание условий для развития личности
учащихся и формирования у них ключевых компетенций.
Слайд 9Особенности проведения интегрированного урока:
Начинается подготовка с составления подробного плана урока.
Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот
этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна.
Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.
Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, уроков - конференций. Это распространённая практика.
Слайд 10Структура интегрированного урока характеризуется:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
-
логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
-
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Слайд 11Примеры интегрированных уроков.
Интегрированные уроки по географии и физике.
· «Свойства вод
Мирового океана».
· «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики».
· «Атмосферное давление».
· «Влажность
воздуха».
· «Тропические пустыни Африки» (рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески).
Слайд 12Интегрированные уроки по географии и химии.
География «Топливная промышленность России» +
химия «Углеводороды».
География «Металлургическая промышленность» + химия «Металлы и их свойства».
Слайд 13Интегрированный урок по географии и литературе.
«Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилёва».
«Путешествие
из Петербурга в Москву».
«Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина».
«Путешествие
по 37 параллели с героями романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
«Восточно-Европейская равнина».
Слайд 14Интегрированный урок по географии и…
ОБЖ
Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия»
«Вулканы»
«Землетрясения»
«Ориентирование на
местности»
«Азимут»
Искусству
«Народные промыслы России»
Слайд 15
ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ УТРАТИЛИ К ИНТЕРЕС К ИНТЕГРИРОВАННЫМ УРОКАМ И
ОНИ ПРИНОСИЛИ ОЩУТИМЫЙ ЭФФЕКТ, ДОСТАТОЧНО, 3-4 УРОКОВ В ГОД. КРОМЕ
ТОГО, ПОДГОТОВКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЗАНИМАЕТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, ЧЕМ ОБЫЧНЫХ. НУЖНО СОГЛАСОВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С ДРУГИМ УЧИТЕЛЕМ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОВТОРОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИЗЛОЖЕНИИ И ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОНЯТИЙ.