Слайд 1Использование мультимедиа технологий
на уроках географии
Учитель географии МОУ Орловской СОШ
Самоличенко Наталья Викторовна
Слайд 2Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым
описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то
есть во всех известных сегодня формах.
Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Слайд 3Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным
аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда
много выше по информационной плотности.
Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Слайд 4Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных
этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания,
что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Слайд 5Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по
предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в
целом и к информатике в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Слайд 6Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой
дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание
связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Слайд 7Мультимедийные технологии могут быть использованы:
Для анонсирования темы
(Тема урока представлена на
слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);
Как сопровождение объяснения учителя
Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля знаний
Слайд 8Варианты использования компьютерных технологий в обучении географии
Внеурочная
работа
Электронные
учебники
Картографические
проекции
Презентации
к урокам
Защита
исследовательских
и проектных
работ учащихся
Интеллектуальные
игры
Творческие
работы учащихся
Слайд 9Варианты использования ИКТ при обучении географии
Слайд 10Основные направления применения мультимедиа-учебников в обучении географии
Организация познавательной деятельности учащихся
на уроке: передача учебной информации, мотивация обучения, показ, сопоставление процессов
и явлений, демонстрация наглядных материалов.
Проверка результатов обучения: практика, тесты.
Организация самостоятельной работы учащихся: самостоятельное приобретение знаний и умений, подготовка докладов и сообщений, осуществление дифференцированного подхода, углубленное изучение географии
Слайд 11Можно выделить следующие особенности данной технологии
качество изображения, выполняемого мелом на
доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и
цветным изображением на экране;
с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Слайд 12Повышение производительности урока.
Установление межпредметных связей с другими предметами.
Появляется
возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под
руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Слайд 13Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями
в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное
влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
Слайд 14На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
Психологические особенности
учащихся данного класса
Цели и результаты обучения
Структуру познавательного пространства
Местоположение учащихся
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока
Цветовую гамму оформления учебного материала
Слайд 15При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать
минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять
четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Слайд 16Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая
раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные
материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Слайд 17Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности, учитывать смену деятельности
учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
ориентироваться на развитие
мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Слайд 18На пути внедрения этих технологий возникают проблемы:
отсутствие в школе
организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за
наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.