Слайд 1«Исследовательская деятельность
как средство развития метапредметных УУД на уроках географии в
условиях ФГОС»
Слайд 2Актуальность.
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение учащимися конкретными
географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Слайд 3Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные
предметные).
Слайд 4Этапы формирования учебных действий на уроках географии.
Формирование универсальных умений предполагает
системный подход к их формированию от класса к классу, не
претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
Слайд 5Учебные действия.
Предметные, географические умения
Умения работать с географическими картами и
моделями Земли;
Умения ориентироваться на местности;
Умения давать географические характеристики территории
и отдельных географических объектов (процессов);
Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 61. Личностные УУД
1. Личностные УУД позволяют формировать готовность к жизненному и
личностному самоопределению, знанию моральных норм, умению выделить нравственный аспект поведения.
Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 7Примеры заданий.
Задание № 1 «Верные – неверные утверждения»
Приём прогнозирования поможет развить
способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Используя прием
«Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Например:
1. Марс – самая маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.
3. Солнечную систему составляют только планеты.
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.
Слайд 8Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии
мною ведётся в следующих направлениях:
Работа с картой.
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.
Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
урок-практикум по теме «Географическая карта»
Формирование умения вести самостоятельный поиск,
анализ, отбор информации, ориентироваться в окружающем мире с помощью карт атласа.
Задания: Вариант-1 (базовый уровень)
1. Определите географические координаты: водопад Виктория, город Каир (Обозначить на контурной карте названные географические объекты).
2. На каком расстоянии друг от друга находятся эти географические объекты?
3. В каком направлении от г. Каира находится водопад Виктория?
Вариант – 2 (повышенный уровень)
На контурной карте обозначьте найденные объекты:
1) 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69 ю.ш. и 91 з.д. Как он называется и в каком океане находится?
2) На большом острове, центральная часть которого расположения на 19 ю.ш. и 47 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров.
3) На 80с.ш. и 14 в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия.
Критерии оценки:
умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
Слайд 11Практические работы
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение
практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике,
вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
Слайд 12Регулятивные действия
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной
и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих
действий, оценки успешности усвоения.
В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.
В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.
В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи
Слайд 13Регулятивные УУД
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деяельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии,
- способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Слайд 14 Задание №1: «Масштаб».
Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания.
Материал:
карточки с заданием, план местности, тетради, ручки, линейки.
Инструкция: Можно ли
построить дом между отдельно стоящим деревом и лиственным лесом?
Задание.
Используя численный масштаб, перевести его в именованный масштаб и решить задачу.
Рассчитать расстояние от отдельно стоящего дерева до лиственного леса.
Критерии оценивания:
постановка целей;
умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;
самоконтроль и оценка своей деятельности.
Слайд 15 Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники,
статистические таблицы, Интернет т.д.)
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных
действий я применяю следующие задания
Слайд 16Работа с текстом учебника.
Примеры:
- уточни текст, упрости
его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
- поставь вопросы
к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;
- создай диаграмму, схему;
- составь набор понятий темы…;
- составь предложения по теме…, используя слова «так, как», «потому что», следовательно,», «если, то»;
- зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием
Слайд 176 класс
В результате использования разнообразных видов практических работ,
формируется навык составления и распознавания диаграмм,
Слайд 18-Прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы.
Муссоны
Зимой дует с суши
на море он,
Ветер, который зовется муссон.
А летом все делает наоборот-
С
моря на сушу берет разворот.
-Как называется ветер?
– Что такое муссон?
– В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)
– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия, в России на Дальнем Востоке.)
- Исследуйте механизм образования муссонов и бризов.