Разделы презентаций


Как определить численность населения в городах и количество городов, необходимые для устойчивого развития территории

Содержание

Лондон – чудесное место для жизни, если вы можете уехать из него. А. БальфурКаждый мегаполис – раковая опухоль на теле Земли. К. КушнерГорода лучше строить в деревне, где воздух гораздо лучше.А.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1100-263-424 География. 11 класс. Профильный уровень. Разработка урока Как определить численность населения

в городах и количество городов, необходимые для устойчивого развития территории?


О.Н.Горбатова, учитель географии
МОУ «Гимназия № 27» г. Барнаул, Алтайский край

100-263-424 География. 11 класс. Профильный уровень. Разработка урока       Как определить численность

Слайд 2Лондон – чудесное место для жизни, если вы можете уехать

из него.
А. Бальфур
Каждый мегаполис – раковая опухоль на теле

Земли.
К. Кушнер

Города лучше строить в деревне, где воздух гораздо лучше.
А. Мурье

Дальнейшая урбанизация – это тупиковый
путь развития человечества, поскольку препятствует пропорциональному развитию хозяйственной деятельности людей на Земле и не отвечает гармоничному развитию самого человека.
К. Кушнер

Лондон – чудесное место для жизни, если вы можете уехать из него. А. БальфурКаждый мегаполис – раковая

Слайд 3Устойчивое развитие мировой экономики - это развитие, которое не ставит

под угрозу жизнь и безопасность будущих поколений.

Устойчивое развитие мировой экономики - это развитие, которое не ставит под угрозу жизнь и безопасность будущих поколений.

Слайд 4Как человечество должно управлять развитием процесса урбанизации, чтобы достигнуть устойчивого

развития?
- Контролировать численность населения в городах
- Контролировать экологическую обстановку
- Производить

планировку городов эколого-приемлемым способом

- Формировать оптимальную систему расселения

- Определять количество городов, необходимое для устойчивого развития территории

Как человечество должно управлять развитием процесса урбанизации, чтобы достигнуть устойчивого развития? - Контролировать численность населения в городах-

Слайд 5Главные слова урока:
-система расселения -устойчивое развитие
-правило Ципфа «ранг-размер»
-кривая

Ципфа
Тема урока: Как определить численность
населения в городах и количество

городов, НЕОБХОДИМЫЕ для устойчивого развития территории?
Главные слова урока: -система расселения -устойчивое развитие -правило Ципфа «ранг-размер»-кривая ЦипфаТема урока: Как определить численность населения в

Слайд 6 Найти способы определения оптимальной численности населения в городах и оптимального

количества городов, необходимых для устойчивого развития территории.
Цель урока:
Как же

определить необходимое количество городов и
число жителей в них?
Найти способы определения оптимальной численности населения в городах и оптимального количества городов, необходимых для устойчивого развития

Слайд 7Закономерность: людность города и его порядковый номер (ранг) зависят друг

от друга – численность населения искомого города равна численности жителей

крупнейшего города страны, деленной на порядковый номер искомого города.

Это интересно:
В 1914 г. известный немецкий ученый-физик Феликс Ауэрбах
в работе “Графические представления” впервые отметил,
что «графические методы в науке – это своеобразный язык,
при помощи которого добытые научные результаты
легко сделать всеобщим достоянием».

Закономерность: людность города и его порядковый номер (ранг) зависят друг от друга – численность населения искомого города

Слайд 8Правило Ципфа «ранг-размер»: если территория представляет собой целостный экономический район,

население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого

крупного города территории. Nr=N1/r, где

r – ранг данного города Nr – численность населения
города ранга r N1 – численность населения
самого крупного города

Правило Ципфа «ранг-размер»: если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n

Слайд 9

Это интересно. Закономерность, выявленная ученым, справедлива и для других сторон человеческой деятельности. Закон Ципфа: если все слова языка (или просто достаточно длинного текста) упорядочить по убыванию частоты их использования, то частота n-го слова в таком списке окажется приблизительно обратно пропорциональной его порядковому номеру n (так называемому рангу этого слова). Например второе по используемости слово встречается примерно в два раза реже, чем первое, третье — в три раза реже, чем первое, и т. д.

Закон Ципфа для русской Википедии.
График построен для частоты запросов.


Слайд 10С чем связаны исключения в правиле «ранг-размер»?
- история развития экономики

государства;
- формирование государственности (колониальный статус, объединение или распад государств);
- природные

условия (рельеф, климат);
- роль города в региональной и глобальной системе расселения и т.д.

Задание: на политической карте мира в атласе найдите крупнейшие города отсталых стран. Какова закономерность их размещения?

Приведите примеры развитых стран, где правило Ципфа не работает.

С чем связаны исключения в правиле «ранг-размер»?- история развития экономики государства;- формирование государственности (колониальный статус, объединение или

Слайд 11
Сравним кривые Ципфа для Узбекистана и Польши

Сравним кривые Ципфа для Узбекистана и Польши

Слайд 12- Позволяет делать выводы о распределении городов и сформированности системы

городского расселения
- Если кривая будет располагаться ниже идеальной кривой, то

это значит, что в стране имеется всего один крупный город, в котором сконцентрировано хозяйство и основная часть городского населения страны. Такая ситуация характерна для отсталых стран (рис. 25 стр. 38)
- Если кривая проходит выше идеальной кривой, для страны характерна высокая плотность населения, лона насыщена городами. Такая ситуация характерна для развитых стран (рис. 26, стр. 38).

Каково практическое применение кривой Ципфа?

- Позволяет делать выводы о распределении городов и сформированности системы городского расселения- Если кривая будет располагаться ниже

Слайд 13Проверим правило Ципфа.

Проверим правило Ципфа.

Слайд 14Физкультминутка
Вращение глазами по кругу
Вращение глазами по восьмерке
Вращение глазами влево-вправо
Посмотреть на

кончик носа – затем посмотреть вдаль
Переводить взгляд с одного цвета

на другой
Закрыть глаза, расслабиться

ФизкультминуткаВращение глазами по кругуВращение глазами по восьмеркеВращение глазами влево-вправоПосмотреть на кончик носа – затем посмотреть вдальПереводить взгляд

Слайд 15 1. Найдите приведенные в таблице города на карте, дайте оценку

их географического положения (в центре страны, на периферии, на равнине,

в горах и т.д.), функций в системе расселения. 2. Используя данные таблицы, постройте реальную и идеальную кривые Ципфа для стран (по вариантам). 3. Сравните получившуюся реальную кривую с идеальной. 4. Сделайте вывод о сформированности системы расселения, применимости правила Ципфа для этой страны. 5.Объясните зависимость сформированности системы расселения страны от уровня ее развития. 6.Приведите примеры стран, у которых кривая Ципфа будет похожа на кривую выбранной страны.

Практическая работа.

1 вариант Австрия (1 клетка – 250 тыс. чел.) 2 вариант Германия (1 клетка – 500 тыс. чел.)

1. Найдите приведенные в таблице города на карте, дайте оценку их географического положения (в центре страны,

Слайд 19 Численность населения города зависит от _____________ ______________________________________________ Система расселения

зависит от______________________ ______________________________________________ Одна из закономерностей системы расселения –

это количественное соотношение_______________________ ________________________________________ городов. Кривая Ципфа позволяет определить________________ ______________________________________________

Проверим себя

Численность населения города зависит от _____________  ______________________________________________    Система расселения зависит от______________________

Слайд 20 1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока? 2.

Пригодятся ли мне, полученные на уроке знания, для карьеры? 3.

Я бы хотел обсудить с друзьями… 4.На уроке у меня возникла идея…

Рефлексия

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?  2. Пригодятся ли мне, полученные

Слайд 21
Выбери картинку, которая соответствует
твоему настроению на уроке

Выбери картинку, которая соответствует твоему настроению на уроке

Слайд 22 1. Постройте кривые Ципфа для России в 1897г, в 1980.г,

в 2009 г. Для работы подберите необходимые статистические материалы в

разных источниках информации. Проанализируйте и объясните получившиеся графики. Сделайте вывод о динамике системы городского расселения в России. или 2.Проведите исследование и установите: работает ли правило Ципфа для системы городского расселения Алтайского края? или 3. Попробуйте проверить работу правила Ципфа на примере какой-либо сферы человеческой деятельности.

Домашнее задание:

1. Постройте кривые Ципфа для России в 1897г, в 1980.г, в 2009 г. Для работы подберите

Слайд 23 www.moscowmap.ru – интерактивная карта Москвы www.citipopulation.de – география городов мира www.citymayors.com –

ассоциация мэров городов, все о городском развитии мира http://www.gks.ru – федеральная

служба государственной статистики РФ http://www.xist.org – глобальная статистика http://www.un.org – организация объединенных наций http://www.wto.org – всемирная торговая организация http://www.worldbank.org – всемирный банк реконструкции и развития http://www.unctad.org – международная организация по торговле и развитию http://multimedia.drofa.ru – сайт поддержки по программе В.Н.Холиной

Дополнительные источники информации по теме урока:

Лаппо Г.М. География городов. – М.:Владос, 1997 Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Дрофа, 2005 Холина В.Н., Бунакова Т.М. География:пособие для поступающих в вузы. –
М.:Дрофа, 2004

www.moscowmap.ru – интерактивная карта Москвы www.citipopulation.de – география городов мира www.citymayors.com – ассоциация мэров городов,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика