Подберезская средняя школа Новгородского района
урок географии 8класс
к а
в к а з
Слайд 2..Цели и задачи урока
Создать образ Кавказских гор.
Сформировать знание о рельефе
и климате.
Сформировать знание о высотной поясности Кавказа.
Познакомить с новыми
терминами и понятиями –лакколит, фён, бора, плавни
Учить работать с картами и схемами.
Слайд 3Оборудование
Физическая карта России.
Физическая карта Кавказа.
Картины схемы.
Атлас и контурная карта ученика.
Слайд 4Изучение новой темы
Определим географическое положение
Слайд 5Горы расположены к югу от Русской равнины. От неё отделяется
условно
Кумо-Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с северо-запада
на юго-восток
от побережья Чёрного моря до Каспийского моря.
Кавказ – самые высокие горы России. Определите самую высокую вершину?
Найдите другие вершины?
Почему Кавказ самые высокие горы?
Слайд 6НА Кавказе есть горы –не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих
гор нет кратеров , но внутри находится застывшая магма.
Это горы—лакколиты: .
Это горы—лакколиты: Машук ,Бештау.
Слайд 7Климат Кавказа
Большой Кавказ- это климатораздел между умеренным и субтропическим
поясами.
Предкавказье зимой имеет достаточно холодную погоду со средней температурой января
– 5С.Преобладают восточные и северо- восточные ветры.
Когда наступает морской воздух с Атлантики , наступают оттепели. Самая тёплая зима на Черноморских курортах Кавказа, т. к. они защищены горами от холодного воздуха. Средняя температура января здесь положительная + 3-6С.
В горах с высотой температура воздуха понижается.
Высокогорье Кавказа имеет отличия от климата равнин Предкавказья.В горах выпадает больше осадков до 2600 мм в год.т.к.горы задерживают воздушные массы и заставляют их подниматься вверх, где воздух охлаждается и лишняя влага , конденсируясь, выпадает в виде атмосферных осадков.
Тепла в горах меньше . Граница «вечных льдов» проходит на высоте 2700 м и 3800м.В горах накапливается мощный слой снега- 5м толщиной , а в долинах до 10- 12 м.При незначительном колебании воздуха возникают снежные лавины.
В горах образуются местные ветры – фен и бора.
Слайд 9Реки Кавказа
Кубань, Терек, Кума, Калаус-бурные, порожистые реки ,обладают огромной разрушительной
силой.
строки стихотворения М.Ю.Лермонтова.
«….Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых равнин ,
Буре бег его подобен…»
Питание рек –ледниковое .Часты паводки ,возникающие при быстром повышении температуры воздуха .В низовьях Кубани и Терека находятся плавни- заболоченные, покрытые камышом участки земли.
Река Кума
Река Река
Калаус Терек
Слайд 11Природные зоны Кавказа
Природные зоны в горах размещаются поэтажно.
Кавказ имеет самый
богатый набор высотных
поясов. Поднимемся на высокую вершину Боль-
шого Кавказа.
Если мы будем подниматься по
северному склону ,то первым поясом от под-
ножья будет лесостепной.
Выше лесной пояс ,где сначала леса широко-
лиственные из более теплолюбивых пород дере-
вьев- каштана и дуба, выше пояс буковых лесов,
Который сменяется на смешанные леса из ели и
Бука и с высоты 1800 м- пояс горной еловой тай-
ги.От высоты 2000 м- начинаются горные луга –
сначала высокотравные субальпийские ,а затем
низкотравные - альпийские луга.Выше лугов –
голые скалы и снега.
Слайд 13Равнины Предкавказье заняты степью и имеют плодородные почвы- черноземы, поэтому
большая
часть их распахана и .занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника,
сахарной
свеклы, а также садами ,бахчей и виноградниками. На плавнях выращивают
рис
Слайд 19
Кавказ имеет богатые природные ресурсы , благоприятные природные условия, поэтому
он
освоен и плотно заселен, особенно Предкавказье и Черноморское побережье .
Кавказские
Минеральные воды , Приэльбрусье и Черноморское побережье- это
рекреационный район России с многочисленными санаториями ,домами отдыха,
пансионатами, туристическими базами.
Слайд 22 Задание по контурной карте
Обозначить границу Северного Кавказа от
устья реки Дон через Кумо-
Манычскую впадину к устью
реки Кубань.
Подпишите : Таманский полуостров, Большой Водораздельный хребет,
горы Эльбрус, Казбек, реки Кубань, Терек ,Егорлык,Калаус.
Условными знаками отметить месторождения полезных ископаемых .
Слайд 23Закрепление
Тест
Вопрос: почему Кавказ самые высокие горы?
1потому что молодые по
возрасту.
2 потому что старые по возрасту .
3 имеют средний возраст.
Вопрос
:что такое лакколиты?
1 потухший вулкан.
2 действующий вулкан.
3 неизлившая магма вулкана на поверхность.
Вопрос :что такое фён?
1 холодный ветер.
2 теплый ,жаркий ветер.
3ветер с запада.
Вопрос :что такое плавни ?
1 плодородные земли .
2 заболоченные участки в низовьях рек.
3породы деревьев которые сплавляют по реке.
Вопрос :какое уникальное богатство использует человек.
1 нефть и газ
2 минеральная вода
3 цементная руда
Слайд 24Взаимопроверка
Правильные ответы:
1-1 2-3 3-2 4-2 5-2
Слайд 25Домашнее задание
П. 35
*о Кавказские минеральные воды.
Животный и растительный мир
Кавказа.
Рекреационные ресурсы Кавказа.
Оформить контурную карту.
Слайд 26Презентацию составила
Кузнецова Наталья Александровна
учитель
географии
Подберезская средняя школа