Слайд 1Компетентностный подход к обучающимся на уроках
( учитель географии
МБОУ
«Лицей № 6 имени М.А. Булатова»
Пушечникова О.В.)
Слайд 2
Чтобы подарить ребёнку искорку знаний,
учитель должен впитать море света.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Актуальные образовательные цели модернизации образования:
* воспитание и развитие критически думающего
человека с индивидуальным стилем мышления;
* способного смотреть на проблемы общества
в целом, пытаться выяснить, почему проблемы существуют, что скрывается за их причинами;
* обладающего интеллектуальными способностями подойти к проблеме с новыми идеями, расширить понимание;
* способного принимать решения, нести ответственность за результат собственных действий, а также эффективно общаться.
Слайд 4Ключевые понятия:
* компетенция (лат.- принадлежность по праву, круг полномочий, круг
познания, вопросов, опыта) – это те аспекты деятельности, которые необходимо
освоить, чтобы быть компетентным;
* компетентность(лат.- обладание компетенцией, обладание знаниями), как качество личности опирается на минимальный опыт ученика в решении жизненных и профессиональных задач.
В простом понимании:
компетенция – это процесс накопления знаний, опыта, а компетентность – это качество личности, владеющей компетенцией.
Слайд 5Ключевые компетенции:
* интеллектуальные;
* методологические;
* креативные;
* мировоззренческие;
* коммуникативные;
* мотивационные;
* ценностно- нормативные;
*
информационно- познавательные;
* практико- созидательные.
И обязательной
составляющей в компетенции выпускника должно стать самосовершенствование.
Слайд 6 Согласно новой концепции образования, современная
школьная география уникальна по вкладу в развитие личности.
Стратегическая цель учебного предмета географии – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире.
Выпускники должны овладеть законченной системой географических знаний и умений, возможностями их применения в различных жизненных ситуациях, т.е. проявлять компетентность.
Компетентностный подход подчёркивает действенную сторону результатов образования, их практическую значимость, приобретение опыта в решении практико-ориентированных задач.
Слайд 7Формы и направления урочной деятельности школьной географии по реализации компетентностного
подхода:
* работа с книгой (учебник, дополнительная литература);
* все виды работ
с географическими картами;
* практические и самостоятельные работы;
* занимательные и интеллектуальные игры;
* информационно- коммуникативные технологии;
* научно- практические конференции;
* уроки нетрадиционных форм и др.
Слайд 8География – это способ рассмотрения мира, составляющая часть общей культуры
человека, принимающего выбор своего места в мире, в окружающей среде
и несущего ответственность за её сохранение.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить.
М. Волошин
Слайд 9Чтобы овладеть ключевыми компетенциями, ученики должны научиться (метапредметные связи)
Изучать:
уметь извлекать
пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
организовывать взаимосвязь своих знаний и
упорядочить их;
уметь решать проблемы;
организовать свои собственные приёмы обучения;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Слайд 10Искать:
запрашивать различные базы данных;
получать информацию из различных источников;
уметь работать с
документами, классифицировать их;
уметь анализировать полученные результаты;
участвовать в проектной деятельности, в
организации и проведении учебно- исследовательской работы.
Слайд 11Думать:
занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
оценивать социальные
привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
уметь оценивать
произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.
Слайд 12
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые
решения.
Школьная география имеет широкие возможности
для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.
Слайд 13Уровни развития компетенций ученика:
Низкий– ученик принимает цели и мотивы учителя,
воспроизводит знания по образцу
Средний – ученик может сформулировать проблему на
основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу.
Высокий – ученик самостоятельной ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.
Слайд 14Изменение целей и структуры урока
в
связи с требованиями
Стандартов второго поколения
(на примере географии)
(Урок по
теме «Факторы размещения машиностроения России»)
Слайд 15Цели урока:
Образовательные: создать условия для совершенствования умений работать с тематическими
картами, связанные с чтением и анализом их содержания.
Развивающие: продолжить формирование
и развитие информационных компетенций у учащихся, развитие у учащихся умений анализировать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, привитию умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.
Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности; профилактика нарушения зрения посредством физкультминутки.
Слайд 16Этапы урока:
Организационный.
Актуализация опорных знаний (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой).
Мотивация учащихся.
Приобретение
теоретических знаний (с использованием ИКТ).
Работа с картой атласа (практическая направленность,
связь с Курской областью).
Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии).
Практическая работа (на основе тематической карты и рисунка учебника самостоятельно заполнить таблицу, сделать вывод).
Решение проблемной ситуации (решение практических задач на более высоком уровне).
Слайд 179. Рефлексия:
* Я сегодня на
уроке открыл для себя…
* Я
удовлетворён своей работой, потому что…
* Мне хотелось бы порекомендовать…
10. Подведение итогов и домашнее задание (в конце урока создать у учащихся положительное эмоциональное состояние: они должны уйти с урока в хорошем настроении).
Слайд 18О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух:
И опыт –
сын ошибок трудных,
и гений – парадокса друг…
А.С.Пушкин