Слайд 1Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых
образовательных стандартов.
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её
освоению.
В.Г.Белинский
Слайд 2 Цель данной работы: раскрыть необходимость комплексного
подхода к
системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи исследования:
1.Систематизировать материал о формах и видах контроля учащихся.
2.Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках географии.
3.Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету.
4. Составить методические рекомендации по применению различных форм и видов проверки знаний учащихся.
Слайд 3
Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний,
но и их грамотная оценка.
Ведь именно проверка
может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые ФГОС второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.
Слайд 4Педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки
знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том
числе организационных и психологических.
Чтобы проверить степень освоенности знаний используются разные виды и формы проверки. В итоге каждому ученику выставляется оценка, отображающая уровень его знаний.
Слайд 5
Основной недостаток оценки – субъективизм. Исследования показывают
большой разброс оценок, поставленных разными учителями за один и тот
же ответ. Таким образом, оценка является не точной, грубой. Да и сама шкала измерений, условно-числовой балл тоже дает очень общее представление об уровне знаний. Балл- отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации для его совершенствования. Тем не менее, в силу удобства пользования, такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение.
Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания.
Слайд 6
ТЕКУЩИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ
ИТОГОВЫЙ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
(ИСХОДНЫЙ)
Слайд 7Текущий контроль может быть как устным, так и письменным: индивидуальный
опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая
работа.
Тематическая проверка так же может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
Промежуточный контроль, ( в конце класса) так же как и итоговый (в конце выпуска), может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящееся письменно.
Слайд 8В процессе образования осуществляется оценка результатов:
предметных, метапредметных, личностных.
Личностные: самоопределение, морально-этическая ориентация, сформированность внутренней позиции обучающегося, сформированность
основ гражданской идентичности, сформированность мотивации учебной деятельности.
Метапредметные: . Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Слайд 9Значение контроля в учебно- воспитательном процессе.
Проверка качества знаний и умений
школьников, их достижений и ошибок.
Проследить движение учащихся по ступенькам знаний
.
Научить культуре мысли и речи.
Воспитывать трудолюбие, чувство долга и ответственности.
Слайд 10Функции контроля
ОБУЧАЮЩАЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
ОРИЕНТИРУЮЩАЯ
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ
Слайд 12Формы контроля.
Формы контроля:
1)Тестовый
2)Устный
3)Письменная работа
4)Практическая работа
5)Зачет
6)Урок – игра
7)Программированные задания.
Слайд 13Методы контроля.
Индивидуальные карточки, терминологические географические диктанты, картографические диктанты, зачеты, экспресс-опросы,
тестовый контроль, взаимоконтроль учащихся (в паре), письменные контрольные работы и
устный опрос. Кроссворды, ребусы.
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы
Слайд 14Творческие задания.
Составление сценариев «Путешествие….», визитных карточек, памяток экскурсантам, отправляющимся в
страны, на материки и т.д., мини-проектов гипотетических (несуществующих) материков, отчетов
туристических операторов.
Слайд 15Игровые моменты.
«Что лишнее?»,
«Кто лишний?»,
«Найдите ошибку»,
«Географическое лото»,
«Составьте
телеграмму» и т.д.
Слайд 16Нетрадиционные уроки.
уроки путешествия,
интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай»,
деловые игры,
КВН,
устные журналы,
уроки-ярмарки,
Слайд 17Тестовый контроль.
Проводиться за короткий промежуток времени (тематическое тестирование за 10-15мин);
Охватывает
большой объем материала;
Проверяются только географические знания (ученики не отвлекаются на
грамматику и стиль изложения);
Все учащиеся находятся в равных условиях;
Каждый учащийся получает объективную оценку;
Облегчает работу учителя, так как тесты быстро проверяются.
Тестовую проверку нужно применять в комплексе с другими формами контроля.
Слайд 18Тестовый контроль.
Закрытая форма(где имеется серия ответов, один из которых является
правильным).
С ответами в графическом виде.
Построенные на причинно-следственном выражении
«Если…то…», «Чем…тем…»
Открытая форма (готовые ответы отсутствуют)
Установить соответствие.
Восстановить цепочку причинно – следственных связей.
Слайд 19 В практике среднего образования используются различные методы текущего и
итогового контроля качества знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы
устного опроса и проведение письменных контрольных работ.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.
Слайд 20Требования к оцениванию
одним из основных требований к оценочной деятельности является
формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с
эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: таким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Слайд 21Характеристика цифровой отметки
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
Слайд 22Характеристика цифровой отметки
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Слайд 23Классификация ошибок
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
-
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда
она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов.
Слайд 24Классификация недочётов
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности
при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат
работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Слайд 25 Для проверки знаний на уроках географии используются разные
способы и виды проверки. Среди их многообразия нельзя выделить главный
вид проверки, но можно выбрать наиболее эффективный.
Слайд 26На уроках географии мы систематически используем разнообразные приёмы работы, которые
помогают реализовать деятельностный подход. Подтолкнуть к деятельности на уроке также
помогают такие приёмы как сравнение, сопоставление противоречивых фактов, явлений, каких либо данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.
В зависимости от способностей, умений ребят выбираются и соответствующие способы проверки знаний.
Слайд 27На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков
от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование
умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
В наше время, когда информация так быстро обновляется, ученику школы немаловажно не только изучить назначенный объем знаний, но и овладеть универсальными учебными действиями .
Слайд 28Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества
образования является научно обоснованная система управления контролем знаний и умений
учащихся.