Разделы презентаций


Литературный язык и говоры. Их основные различия 6 класс

Цель: обогащение активного и пассивного словаря школьников формирование умения пользоваться языком во всех общественных сферах его применения; воспитание бережного отношения к родному слову, культуре, обычаям и традициям родного края.Задачи:иметь представление об

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок кубановедения в 5-м классе
Тема: «Литературный язык и говоры.

Их основные различия.»

Учитель МБОУ СОШ №13
Свириденко Сергей

Иванович

Урок кубановедения в 5-м классеТема: «Литературный язык и говоры.    Их основные различия.»Учитель МБОУ СОШ

Слайд 2
Цель:
обогащение активного и пассивного словаря школьников
формирование умения пользоваться

языком во всех общественных сферах его применения;
воспитание бережного отношения

к родному слову, культуре, обычаям и традициям родного края.
Задачи:
иметь представление об истоках возникновения кубанских говоров и наиболее характерных их чертах;
понимать значение диалектных слов;
умение уместно использовать диалектные и общеупотребительные слова.
Цель: обогащение активного и пассивного словаря школьников формирование умения пользоваться языком во всех общественных сферах его применения;

Слайд 4
Ветшают прадедов слова, Они уже полузабыты, Но как извечная

трава, Всё пробивается сквозь плиты. Кто нынче скажет “окоём”, Иль “росстани”, иль “первопуток”- Все,

что Толковым словарём В безвестный загнано закуток? Слова угасшей старины Вдали мерцают еле-еле, А прежде, жизнью рождены, Они ласкали, жгли и пели. Они рождались неспроста, Не прихотью, а волей сердца Из чернозёмного пласта Для друга и единоверца. Но даже в наши времена Для тех, кто с русской речью дружен, Не так легко добыть со дна Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский

Ветшают прадедов слова, Они уже полузабыты, Но как извечная трава, Всё пробивается сквозь плиты.

Слайд 5Прочитайте предложения
Тлеет месяц в небе скибкой дыни.

Куда ветер веет, туда

я и хилюсь.



Прочитайте предложения Тлеет месяц в небе скибкой дыни.Куда ветер веет, туда я и хилюсь.

Слайд 6Литературный язык и говоры
Общенародный язык состоит из двух

пластов-

литературного языка и диалектов.

Диалект (иначе называют говором или наречием)

Литературный язык и говоры  Общенародный язык состоит из двух пластов- литературного языка и диалектов.Диалект (иначе называют

Слайд 7
«Люди в старину ездили мало, часто человек всю

жизнь ни на один день не покидал города или деревни,

где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие- понятные всякому человеку на Руси, а были местные- их знали и понимали жители одного края.»
В.И.Даль

«Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал

Слайд 8Какие диалектные слова вам известны?
баштан
хата
гарбуз
балакать
буряк



Какие диалектные слова вам известны?  баштанхатагарбузбалакатьбуряк

Слайд 9Основные отличия литературного языка и говоров
Во-первых, в отличие от литературного

языка, который всегда имеет письменную форму, диалекты существуют только в

устной форме.
Во-вторых, в диалектах нет специально разработанных норм, как в литературном языке. Все стороны диалектной речи развиваются не по правилам, а по обычаям.
В-третьих, в диалектах нет стилей. Чаще всего используются в диалогах. Широко распространены в местном фольклоре.
В-четвёртых, диалектом пользуется не всё население территории, а прежде всего сельское. Речь молодёжи приближается к литературной или представляет полудиалект(исп.слова-диалекты)

Основные отличия литературного языка и говоров Во-первых, в отличие от литературного языка, который всегда имеет письменную форму,

Слайд 10
Определите, какие слова являются литературными, а какие диалектными. (Утка-качка, буряк-свёкла,

паляница-хлеб , зозуля-кукушка, жменя-горсть, ужинать-вечерять)
Как выглядит в литературном языке пословица

«Не поймавши—не вор»?

Определите, какие слова являются литературными, а какие диалектными. (Утка-качка, буряк-свёкла, паляница-хлеб , зозуля-кукушка, жменя-горсть, ужинать-вечерять)Как выглядит в

Слайд 11Подумай и ответь устно

Подумай и ответь устно

Слайд 12Подведём итоги
Назовите особенности говоров и их отличия от

литературного языка?
Ни одна область и край России не

имеют столь ярко выраженных оригинальных языковых особенностей, как Кубань.
Вы должны помнить, что точное и меткое местное слово или выражение- такая же часть малой родины ,как природа и уклад жизни. И так же бережно надо к нему относиться.

Подведём итоги  Назовите особенности говоров и их отличия от литературного языка?  Ни одна область и

Слайд 13Домашнее задание
Подумай или спроси у родителей : есть ли в

говоре вашей местности слова ,которые отсутствуют в литературном языке?
Если

есть ,то запиши несколько слов и укажи их значение.
Например: базарь – рынок, место для торговли.

Домашнее задание Подумай или спроси у родителей : есть ли в говоре вашей местности слова ,которые отсутствуют

Слайд 14
Любите Кубань,
изучайте её прошлое,
созидайте будущее !

А.Н.Ткачев


Любите Кубань, изучайте её прошлое,созидайте будущее !

Слайд 15
Спасибо за урок!
Удачи!

Спасибо за урок!Удачи!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика