Слайд 1Урок кубановедения в 5-м классе
Тема: «Литературный язык и говоры.
Их основные различия.»
Учитель МБОУ СОШ №13
Свириденко Сергей
Иванович
Слайд 2
Цель:
обогащение активного и пассивного словаря школьников
формирование умения пользоваться
языком во всех общественных сферах его применения;
воспитание бережного отношения
к родному слову, культуре, обычаям и традициям родного края.
Задачи:
иметь представление об истоках возникновения кубанских говоров и наиболее характерных их чертах;
понимать значение диалектных слов;
умение уместно использовать диалектные и общеупотребительные слова.
Слайд 4
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная
трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все,
что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский
Слайд 5Прочитайте предложения
Тлеет месяц в небе скибкой дыни.
Куда ветер веет, туда
я и хилюсь.
Слайд 6Литературный язык и говоры
Общенародный язык состоит из двух
пластов-
литературного языка и диалектов.
Диалект (иначе называют говором или наречием)
Слайд 7
«Люди в старину ездили мало, часто человек всю
жизнь ни на один день не покидал города или деревни,
где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие- понятные всякому человеку на Руси, а были местные- их знали и понимали жители одного края.»
В.И.Даль
Слайд 8Какие диалектные слова вам известны?
баштан
хата
гарбуз
балакать
буряк
Слайд 9Основные отличия литературного языка и говоров
Во-первых, в отличие от литературного
языка, который всегда имеет письменную форму, диалекты существуют только в
устной форме.
Во-вторых, в диалектах нет специально разработанных норм, как в литературном языке. Все стороны диалектной речи развиваются не по правилам, а по обычаям.
В-третьих, в диалектах нет стилей. Чаще всего используются в диалогах. Широко распространены в местном фольклоре.
В-четвёртых, диалектом пользуется не всё население территории, а прежде всего сельское. Речь молодёжи приближается к литературной или представляет полудиалект(исп.слова-диалекты)
Слайд 10
Определите, какие слова являются литературными, а какие диалектными. (Утка-качка, буряк-свёкла,
паляница-хлеб , зозуля-кукушка, жменя-горсть, ужинать-вечерять)
Как выглядит в литературном языке пословица
«Не поймавши—не вор»?
Слайд 12Подведём итоги
Назовите особенности говоров и их отличия от
литературного языка?
Ни одна область и край России не
имеют столь ярко выраженных оригинальных языковых особенностей, как Кубань.
Вы должны помнить, что точное и меткое местное слово или выражение- такая же часть малой родины ,как природа и уклад жизни. И так же бережно надо к нему относиться.
Слайд 13Домашнее задание
Подумай или спроси у родителей : есть ли в
говоре вашей местности слова ,которые отсутствуют в литературном языке?
Если
есть ,то запиши несколько слов и укажи их значение.
Например: базарь – рынок, место для торговли.
Слайд 14
Любите Кубань,
изучайте её прошлое,
созидайте будущее !
А.Н.Ткачев