Слайд 1
«Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность»
Бернард Шоу
Слайд 2Мастер класс
Технология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС
IV педагогическая ярмарка
«Успешный учитель – Успешная школа – Успешный
выпускник»
СМО «Общественно-научные предметы»
Выполнила работу:
Акакиева М.Д., учитель географии первой квалификационной категории МБОУ СУГ
Слайд 3
ФГОС пункт 7:
-воспитание и развитие качества личности,
отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования
в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Слайд 4 Целью деятельностного подхода: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть
субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи,
отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Слайд 5Позиция учителя: «?»
Позиция ученика: за познание мира
Слайд 8
Впишите недостающий тип урока
Урок открытия нового знания
Урок
закрепления
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля
Комбинированный
Впишите необходимый структурный элемент урока
Орг.
Момент
Проверка домашнего задания
Постановка цели урока
Изучение нового материала
Закрепление
Подведение итогов урока
Уроки какого типа преобладают в образовательном процессе в целом?
Открытия нового знания (ОНЗ)
Дополните классификацию уроков по технологии деятельностного метода
Урок открытия нового знания
Урок рефлексии
урок развивающего контроля
Урок продуктивного обобщения
Слайд 9Цель нашего занятия: выявление аспектов типов уроков в СДП и
их структура
Слайд 10Проект выхода из создавшегося затруднения:
изучение теории;
практикум по исследуемой проблеме.
Слайд 11Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Игра-упражнение
«Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны
с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-П-Х» («знаю –повторить - хочу узнать»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Приём «Задом наперёд»
Приём «Выбор цели по маршруту»
Слайд 12Приём «З-П-Х»
Раздел «План и карта».
Примеры заданий:
1.Изобразите условные знаки
– колодец, хвойное дерево, луг и т.д.
2.Постройте квадрат со сторонами
5м в масштабе - в 1 см 1 м.
3.Определите координаты г. Якутск
Слайд 14Цель нашего занятия: выявление аспектов типов уроков в СДП и
их структура.
Проект выхода из создавшегося затруднения:
изучение теории;
практикум по исследуемой
проблеме.
Слайд 15Выделяют четыре типа уроков:
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки развивающего
контроля
Урок продуктивного обобщения
Слайд 16Урок открытия новых знаний (этапы)
1. Самоопределение к деятельности
2.Актуализация знаний
и фиксация затруднений
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 17Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух
столбцов: известная информация, новая информация)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые
вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда )
Слайд 18Приём «Лови ошибку»
«Россия – самая большая страна в мире, ее площадь
составляет 10 млн. кв. км. Ее омывают воды 4 океанов.
Самое большое количество морей, омывающих Россию, принадлежит Тихому океану. На Кавказе и Дальнем Востоке есть действующие вулканы. Самая высокая вершина в России – гора Белуха на Алтае. Россия небогата полезными ископаемыми. Большая часть ее территории расположена в субарктическом климатическом поясе.
Слайд 19«Фишбоун» что в переводе с английского означает рыбий скелет.
Голова
рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки –
основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.
Слайд 20
Рефлексия:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что
понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную
(стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 21
Классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Слайд 22Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Что можно применять?
Карточки с изображением
лица (грустного, веселого);
“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и
тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
“Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
Светофор.
Слайд 23Рефлексия содержания учебного материала:
Прием «Кластер»
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Прием «Синквейн»
Прием «Самооценка»
Прием
«Ромашка Блума»
Прием «Плюс-минус-интересно»
Слайд 24Рефлексия деятельности:
Прием «Лесенка успеха»
Прием «Дерево успеха» и т.д.
Слайд 25
Прием «Плюс-минус-интересно»
Цель: подведение итогов урока.
В
графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке,
информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.