Слайд 1
Общие сведения о населении Белгородской области
(проектное задание)
Выполнила:
Карташова Наталья Ивановна
Учитель географии
МБОУ
«СОШ №37»
г. Белгорода
Слайд 2 Актуальность
Выбор
данной темы обусловлен тем, что решение проблем демографии Российской Федерации,
каждого её региона и, в частности, Белгородской области, является одной из главных проблем на сегодняшний день. Мы думаем, что решение демографических проблем нашей области очень актуально сегодня, и поэтому решили привлечь внимание к этой проблеме.
:
Цель: Помочь учащимся осознать социальную значимость знаний, связанных с изменением
численности населения, естественным движением населения , механическим движением населения , половозрастной структурой населения , трудовыми ресурсами и размещением населения своей области
Задачи:
1. Изучить демографическую ситуацию России и Белгородской области с помощью статистических данных.
2. Проанализировать собранный материал с целью прогнозирования изменения численности населения.
3. Определить проблемы демографического развития, предложить пути их решения.
Слайд 4Планирование основных этапов проекта:
1 этап – работа с материалами:
Изучение литературы
по теме, сбор статистических данных по периоду исследования
2 этап
– аналитический:
Обработка данных, анализ полученной информации , практическое применение работы
3 этап – оформление работы
Слайд 5Осуществляя реализацию краеведческого подхода в изучении географии, мы продолжаем изучение
свой родной край.
Нам предлагается сборник для выполнения заданий по географии
краеведческой направленности. Выполняя эту работу, мы не только повторим материал по предмету, но и узнаем интересную информацию о географических особенностях своей малой родины.
Выполняя задания, мы овладеем многими полезными навыками. Эти навыки имеют универсальный характер, они востребованы не только в школе, но и в жизни.
Слайд 6Содержание сборника работ
Изменение численности населения
Естественное движение населения
Механическое движение населения
Половозрастная структура
населения
Трудовые ресурсы
Размещение населения
Слайд 7Задание 1.
Используя карту расселения населения Белгородской области на контурную
карту нанесите:
1. наиболее крупные города Белгородской области (более 20 тыс.
чел.)
2. свой населенный пункт, все города и поселки городского типа вашего района;
3. выделите административные районы области с наибольшей плотностью сельского населения (более 20 чел на 1 км2)
Слайд 8
Охарактеризуйте ситуацию изменения естественного движения населения Белгородской
области в период с 1954г. по 2004г.
Задание 2.
Слайд 9Задание 3.
Используя таблицу «Численность населения население России и белгородской области»
, постройте график «Изменение численности населения Белгородской области» за 1926-2005
г.г.»
Слайд 11Задание 4
Дайте ответ на вопрос
Откуда прибывает больше всего мигрантов в
Белгородскую область и с чем это связано
Слайд 12Задание 5
Дайте характеристику национального состава Белгородской области
Слайд 13
Задание 6.
Проанализируйте половозрастную пирамиду. С чем связаны «шрамы» в отдельных
возрастных группах? Объясните процесс старения населения.
Слайд 14Мы предлагаем тесты, которые можно использовать на уроках географии Белгородской
области и краеведения, как целиком, так и в виде отдельных
заданий. Данные тесты могут быть использованы учителями с разным опытом работы, т.к. процедура тестирования достаточно проста, а их проверка осуществляется с минимальными затратами времени.
Таким образом, введение в практику работы по использованию
тестовых заданий позволяет снять следующие противоречия:
между необходимостью объективной оценки знаний, умений,
навыков и субъективизмом учителя; между все возрастающим объемом усвоенного материала и невозможностью традиционными средствами проверить глубину, точность усвоения этого материала учащимися.
Слайд 15Тестовое задание по теме: Население Белгородской области
1 вариант
I. Выберите правильный
ответ:
В Белгородской области население проживает:
1) в городах 60%, в селах
40%;
2) в городах 64%, в селах 36%;
3) в городах 68%, в селах 34%;
II. Выберите правильный ответ:
Население Белгородской области увеличивается за счет:
1) увеличения
притока мигрантов;
2) естественного
прироста;
3) увеличение
рождаемости
III. Установите соответствие:
Изменение численности населения:
1) рост;
2) стабильность;
3) сокращение
Районы области:
А. Губкинский, Ракитянский;
Б. Краснинский, Красногвардейский;
В. Белгородский, Яковлевский
Слайд 16IV. Вставьте в предложение пропущенные слова:
Часть населения страны, обладающая необходимым
физическим
развитием и здоровьем для трудовой деятельности - ….
V. Исключите неверный
ответ:
В структуре населения Белгородской области:
1) преобладает городское население;
2) преобладает экономически активное население;
3) население старшего возраста и дети составляют 50 % населения области
VI. Выберите правильный ответ:
Средняя плотность населения в области:
1) ниже, чем средняя плотность по России;
2) такая же;
3) выше, чем средняя плотность по России
VII. Расположите города Белгородской области по мере уменьшения
численности населения:
1) Старый Оскол; 2) Губкин; 3) Белгород
VIII. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:
1) большой разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин (до 14
лет);
2) в молодом возрасте (до 25 лет) преобладают мужчины;
3) в пожилом возрасте преобладают женщины;
4) в половой структуре населения преобладают женщины
Слайд 17Формирование умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит
при выполнении различных видов практических работ.
В Белгородской области за последнее десятилетие произошли изменения в численности населения.
Работа «Население Белгородской области» построена с учётом последних данных. Она направлена на привлечение внимания к расширению знаний о населении своего края, о народах, проживающим в пределах области, на привитие толерантности к другим народам, умение правильно выбирать и анализировать определенные данные, привитие чувства патриотизма к малой Родине. Умение использовать компьютер как средство для анализа. Это развивает интерес к изучаемому материалу, закрепляет умение и навыки учащихся, полученных на уроках географии.