Слайд 1Обычаи и праздники народов России
Слайд 2Обычаи и праздники балкарцев и карачаевцев
Карачаевцы и балкарцы проживают в
основном в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. Они живут также во
многих регионах России и в других странах. Карачаевцы и балкарцы составляют один народ, говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Общая численность карачаевцев и балкарцев составляет около 400 тыс. человек. Карачаевцы и балкарцы сформировались из известных нам древних тюркских народов — говоривших на печенежском языке алан, хазарских печенегов и других древних кавказских племен.
Слайд 3Добрые и злые духи
В прошлом карачаевцы верили, что все горы,
леса, долины, реки, моря, озера сотворил верховный бог Тейри. В
этом ему помогали другие боги — громовержец Чоппа, бог среднего (человеческого) мира Дауле, бог солнца Хайырнар и его мать Кюлсюн, бог неба Кёктейриси, бог морей Сюймахан и его дочь Сюймасан и др. Духи, которые вредили людям, жили под землей. К ним относятся эмегены (волосатые, огромных размеров, с одним глазом, многоголовые существа, похожие на греческих циклопов), сорока-ногий (Кыркаяклы) Кыркабан, покровитель сглаза. Кыркабан очень уродливое на вид существо, оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни (рбур) и другие гады (джурла). В народе считают, что именно он является главой дурного глаза, сила которого через оборотней проникает к людям, от чего они болеют.
Слайд 5Обычаи и праздники осетин
Осетины (численность более 600 тыс. человек) населяют
центральную часть Кавказа и составляют основное население Северной и Южной
Осетии. Осетины — потомки скифо-сарматских племен, известных в мировой истории под названием аланы. Осетинский язык относится к восточно-иранской группе индоевропейской семьи языков. Большая часть осетин — христиане православного толка, небольшая часть этого народа исповедуют ислам суннитского толка. В 1774 г. Северная Осетия, а в 1801 г. Южная Осетия (в составе Грузии) вошли в состав России. Аланы-осетины — носители древней и богатой традициями и обычаями культуры.
Слайд 7Осетинское застолье
Собирались за осетинским столом не просто попить, поесть и
хорошо провести время, — это было своего рода испытание: поведение
участника трапезы должно было быть безукоризненным, за ним наблюдали десятки глаз, от его манер, слов зависело, какое о нем (и о его семье) сложится впечатление. Сервированный для приема пищи стол считался у осетин святыней. Ни один человек не мог сквернословить возле стола, сидеть к нему боком или спиной. За столом было много песен, величественных и образных тостов и благопожеланий, рассказов и быличек, часто весьма поучительных.
Слайд 8Обычаи и праздники вайнахов
Чеченцы (899 тыс. человек) и ингуши (215
тыс. человек) — коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие
летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши — «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание — «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII—XIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши — мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества
Слайд 10Праздник Тушоли
Тушоли — богиня весны и плодородия, ее почитали все
вайнахи. Тушоли изображали в виде деревянного идола. Праздник в ее
честь устраивали весной — он совпадал с выгоном скота на летние пастбища и с прилетом удода — священной для вайнахов птицы, вестницы весны. По-чеченски удод называется «курица Тушоли», убийство удода считалось большим грехом. Жрец накануне праздника приносил в святилище идол богини и священное знамя, на древке которого было три колокольчика и изображение головы барана. Жрец объявлял собравшимся, в каком настроении находится Тушоли — весела она или хмурится, и в том случае, если она сердилась, люди шли на поля и вытаптывали часть посевов, чтобы умилостивить богиню.
Слайд 11Карлаг
В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть на обочинах дорог
высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит
туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественный поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, испортили дорогу, загрязнили водный источник, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.