Слайд 1Олимпиада по географии для 10-11 класса
Школьный этап
2011-2012
Разработала : ТИМОФЕЕВА Е.Г.
учитель
географии
МОУ СОШ им. М.И.Калинина
для РМО учителей географии
август 2011
Слайд 2ИНСТРУКЦИИ
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если
они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос
и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. Если у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Слайд 4ЧАСТЬ 1
Часть 1 состоит из 16 заданий (А1–А16) с выбором
ответа.
К каждому заданию даётся несколько вариантов ответа, только один
из которых правильный.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Слайд 5А1.Выберите город-миллионер.
А) Волгоград;
Б) Красноярск;
В) Омск;
Г) Пермь
Слайд 6А2. Выберите государство, столица которого называется не так, как сама
страна.
А) Бразилия;
Б) Сингапур;
В) Тунис.
Слайд 7А3. Анды богаты цветными металлами. Название гор происходит от слова
«анта», что на языке инков означает…
А) золото;
Б) медь;
В) никель;
Г) олово;
Д)
серебро.
Слайд 8А4. Заросли ксерофитных растений высотой до 2 м, состоящие главным
образом из кустарниковых эвкалиптов, акаций, казуарин, кустарничков из семейства бобовых
и миртовых, в засушливых районах Австралии называются …
А) пампа;
Б) прерия;
В) саванна;
Г) сахель;
Д) скрэб.
Слайд 9A5.На какую из перечисленных стран приходится наибольший объем выбросов
углекислого газа (СО2) в атмосферу?
1) Индия
2)
Саудовская Аравия
3) США
4) Россия
Слайд 10А6. В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной
структуре населения наибольшая?
1) Испания
2) Алжир
3) Австралия
4) Греция
Слайд 11А7. Для какой из перечисленных стран характерен наибольший миграционный
прирост населения?
1)
Вьетнам
2) Колумбия
3) Мали
4) Франция
Слайд 12А8. На какой из перечисленных территорий средняя плотность населения наибольшая?
1)
Аравийский полуостров
2) остров Исландия
3) Скандинавский полуостров 4) полуостров Индостан
Слайд 13А9. В какой из перечисленных стран доля городского населения в
общей численности населения наибольшая?
1) Эквадор
2)
Мозамбик
3) Бельгия
4) Афганистан
Слайд 14А10. Какой город является крупнейшим морским портом Германии?
1) Гамбург
2) Дюссельдорф
3) Берлин
4) Мюнхен
Слайд 15А11.С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
1) Молдавия
2) Туркмения
3) Финляндия
4)
Армения
Слайд 16A12. В какой из перечисленных стран производство пшеницы является отраслью
международной
специализации?
1)Аргентина
2) Исландия
3) Танзания
4) Вьетнам
Слайд 17A13. Какая из перечисленных горных пород является метаморфической по
проис-
хождению?
1) песчаник
2) туф
3) известняк
4) мрамор
Слайд 18A14. Какое соответствие «природная зона – тип почвы, характерный
для нее»
является верным?
1) тайга – бурые лесные
2) широколиственные леса –
красноземы
3) пустыни – каштановые
4) степи – черноземы
Слайд 19A15. В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте
Африки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?
Слайд 20А16 В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной
экономической интеграции?
1) К началу ХХI в. в более чем 80
странах мира доля сферы услуг в ВВП превышала 50%.
2) По запасам природного газа в мире особо выделяются два региона – Зарубежная Азия и СНГ.
3) В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце ХХ в. были ниже среднемировых.
4) Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Слайд 21ЧАСТЬ2
Часть 2 содержит 6 заданий (В1–В6), требующих краткого ответа в
виде числа, одного слова или последовательности букв.
В этой части
используются задания на установление соответствия или последовательности, на выбор нескольких правильных ответов из предложенных, а также задания, в которых требуется самостоятельно записать правильный ответ.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Слайд 22В1. Выберите теократические монархии.
А)Бруней;
Б)Ватикан;
В)Катар;
Г)ОАЭ;
Д)Саудовская Аравия
Слайд 23В2. Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку
в Москве (II часовой пояс) самолет, вылетевший из Красноярска (VI
часовой пояс) в 17 часов по времени Красноярска. Расчетное время полета составляет 4 часа.
Ответ запишите цифрами.
17 ЧАСОВ
Слайд 24В3. Установите соответствие между республикой в составе РФ и
ее столицей.
РЕСПУБЛИКА СТОЛИЦА
A)
Чувашская 1) Улан-Удэ
Б) Калмыкия 2) Ижевск
В) Бурятия 3) Элиста
4) Чебоксары
4 3 1
Слайд 25В4. Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в
хронологическом порядке, начиная с самого раннего.
А) кембрийский
Б) триасовый
В) девонский
Запишите получившуюся
последовательность букв.
АВБ
Слайд 26В5. Определите страну по ее краткому описанию.
Эта страна
полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход
к трем океанам.
На материке, где страна расположена, она является первой
по площади территории и третьей по численности населения. В стране хорошо развиты отрасли как добывающей, так и обрабатывающей промышленности. В международном географическом разделении труда она выступает как поставщик продукции горнодобывающей промышленности, машиностроения, металлургии, топливной, химической и лесной промышленности, а
также сельского хозяйства.
Канада
Слайд 27В6. Определите регион России по его краткому описанию.
Эта
республика расположена в европейской части России. Особенностью ЭГП
является отсутствие выхода
к морю и к государственной границе страны.
Коренное население относится к уральско-юкагирской языковой семье.
Главные отрасли промышленности – угольная, нефтедобывающая и лесная.
Сельское хозяйство из-за малоблагоприятных агроклиматических условий
играет в экономике небольшую роль.
Коми
Слайд 28ЧАСТЬ 3
Часть 3 состоит из 6 заданий с развёрнутым ответом.
Ответом на зада-
ние С4 должен быть сделанный вами рисунок. В
заданиях С1,2,3,5,6 требуется
записать полный ответ на поставленный вопрос или решение задачи.
При решении задач части С можно пользоваться атласом.
Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Слайд 29Задача С1
В современном мире все шире распространяется практика создания национальных
парков – особо охраняемых государством территорий с малонарушенными природными комплексами
и уникальными природными, историческими и культурными объектами. Статус национальных парков позволяет сочетать в них задачи охраны природы и ее контролируемого использования, в основном для целей рекреации и массового туризма. Территории национальных парков, площадь которых может достигать нескольких сотен квадратных километров, обычно полностью изымаются из промышленного использования, но на них разрешается ведение сельского хозяйства, не нарушающего существующие ландшафтные комплексы.
Исходя из данного определения, предложите территорию для создания нового национального парка в России и обоснуйте свой выбор.
Слайд 30Задача С2
Разделите перечисленные ниже термины, обозначающие различные формы рельефа,
на максимальное число групп по содержательным признакам (сходству истории возникновения,
факторов рельефообразования и др.):
атолл, балка, бархан, вулкан, дельта, дюна, каньон, карьер, кратер, курган, куэста, нагорье, овраг, оз, осыпь, пойма, полье, риф, сурчина, террикон, трог, ребет.
Слайд 31Задача С3
Почти все железные дороги в азиатской части России
имеют широтное направление. Предложите одну или несколько наиболее перспективных, с
вашей точки зрения, трасс для строительства железных дорог в этом регионе в меридиональном направлении. Обоснуйте свой выбор. Укажите, с какими трудностями, обусловленными особенностями природной среды, придется столкнуться строителям на различных участках этих трасс?
Слайд 32Задача С4
Предположим, что Австралия была бы сдвинута на 10⁰
к северу и на 90⁰ к востоку по сравнению со
своим современным положением. Какие природные зоны располагались бы тогда на этом материке? Свой ответ проиллюстрируйте рисунком.
Слайд 33Задача С5
Учрежденное 6 (18) августа 1845 г. Русское географическое
общество в разное время возглавляли: Ф.П.Литке, П.П.Семенов, Ю.М.Шокальский, Н.И.Вавилов, Л.С.Берг,
Е.Н.Павловский, С.В.Калесник, А.Ф.Трешников; его почетными президентами были Ю.М.Шокальский, Л.В.Комаров, В.А.Обручев.
Какие районы исследовал каждый из этих выдающихся географов и путешественников во время своих экспедиций и какой вклад внес в науку о Земле? Перечислите известные вам географические объекты, названные в их честь.
Слайд 34Задача С6
Из предложенного перечня выберите не менее пяти признаков,
характеризующих один из экономических районов России. Назовите этот район и
внесите соответствующие изменения в оставшиеся характеристики.
1) Плотность населения в районе более чем в 2 раза выше среднероссийской.
2) Население многонационально, но преобладают русские.
3) Важную роль играет цветная металлургия.
4) Район – один из ведущих в России по производству черных металлов, но на его территории не представлено производство труб.
5) Имеется нефтеперерабатывающая промышленность, но она слабо развита.
6) Целлюлозно-бумажная промышленность является частью мощного лесопромышленного комплекса.
7) Отрасль по производству минеральных удобрений (конечные ее стадии) уникальна и ориентирована на экспортные поставки.
Сельское хозяйство имеет в основном местное значение, только на юге продукция отдельных отраслей вывозится за пределы района.
9) Особое значение для района имеет субширотная транспортная магистраль.
Слайд 35Источники информации:
http://olympiad.rgo.ru/gotovimsya-k-uchastiyu/zadaniya/vserossijskaya-olimpiada/#tax_selects=olympiad_years-19+olympiad_tours-15
2. Сайт ФИПИ
3. Демонстрационные варианты ЕГЭ и ГИА 2009-2011года