Слайд 1Организация практической
деятельности учащихся
в идеологии ФГОС
(на примере 6
класса)
В.Л. Василец, учитель географии ГБОУ СОШ №
71 Калининского района
Слайд 2Актуальность темы:
Начальный курс географии – первый среди систематических курсов географии
и основополагающий при изучении данного предмета.
Специфика географии – обязательная
практическую деятельность на уроке.
Практические работы – один из путей достижения предметных, личностных и метапредметных результатов.
Через формирование практических умений и навыков происходит активизация познавательной деятельности учащихся.
В условиях ФГОС ООО предъявляются повышенные требования к выпускникам, связанные с умениями ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие непредвиденные ситуации и проблемы, сравнивать, анализировать, выявлять зависимость, а в конечном итоге надо научить школьников применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Слайд 3
Предметные
Метапредметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Результаты обучения
Личностные
Слайд 4Регулятивные:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством
учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с
предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Слайд 5Познавательные:
выделять главное; существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения,
подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
Слайд 6Коммуникативные:
участвовать в совместной деятельности;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек
зрения.
Слайд 7Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии
ориентированы на:
развитие общеучебных умений как компонента стандарта по географии
(сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения и т.д.);
более полное ознакомление и овладение методами географической науки (картографическому, статистическому, моделированию и др.);
формирование специфических умений (читать географическую карту, находить и анализировать географическую информацию, статистические материалы и др.);
применение приобретенных теоретических географических знаний и умений на практике и в повседневной жизни.
Слайд 8
Классификация практических работ
По видам деятельности (обучающие, тренировочные, итоговые);
По методам деятельности
(репродуктивные, частично- поисковые, творческие);
По месту выполнения (классные, домашние, на местности);
По
продолжительности;
По источнику информации (работа с текстом, глобусом, планами местности, картами, картодиаграммами, статистическими материалами, натуральными объектами);
По форме представления результата: текстовые работы, картографические, графические, статистические материалы, мультимедийные продукты.
Слайд 10Практические работы – оценочные:
1. Изображение здания школы в масштабе.
2.
Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности
методом маршрутной съемки
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
5. Составление описания форм рельефа.
6. Составление описания внутренних вод.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
10. Составление характеристики природного комплекса.
Слайд 11Новые подходы к организации
практических работ
сегодня ученик становится
главным деятелем на уроке;
больше внимание стало уделяться развитию познавательной самостоятельности, творческой активности школьников;
учитель учит учиться, добывать самостоятельные знания, т.е. становится консультантом, помощником;
из рекомендованных к выполнению практических работ, данных в программах и тематических планах по ФГОСам, учитель может выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов;
более широко стали применяться школьные практикумы, выполняющие роль своеобразного тренажера;
улучшилась компьютерная грамотность учащихся и учителей, что повышает в определенной мере эффективность практической деятельности.
Слайд 12Организация практических работ
Организация практической деятельности с начала изучения курса:
Постепенное усложнение
содержания практических заданий
Последовательное нарастание степени самостоятельности при выполнении практических работ
Проведение
практических работ в соответствии со структурой учебника
Выделение времени на каждом уроке для отработки определенных практических умений и навыков
Слайд 13При организации практических работ считаю необходимым:
определить
объем работы;
конкретизировать содержание работы;
определить время работы;
подготовить необходимые
бланки, листы для выполнения работы;
подготовить несколько вариантов выполнения работы;
подготовить памятки, инструкции, необходимый раздаточный материал.
Слайд 14Этапы практической работы:
постановка целей и задач;
обсуждение правил, которые необходимо соблюдать
при выполнении работы;
инструкции к выполнению работы (ход работы);
выполнение работы;
оформление результатов.
Слайд 15Особенность проведения практических работ
Тесное переплетение практической и теоретической деятельности
Привитие
практических навыков при изучении начального курса географии;
Вовлечение в учебный процесс
всех учащихся;
Проведение отдельных практических работ в течение нескольких уроков;
Тщательный подбор необходимых материалов для выполнения работы (инструкции, памятки, бланки и др.);
Выполнение практических работ на отдельных листах (бланках);
Формирование папки практических работ по каждому классу;
Интеграция географии с другими предметами;
Взаимодействие с родителями учащихся.
Слайд 17Рекомендации:
тщательно продумывать и осуществлять проведение каждой практической работы на разных
этапах урока;
четко формулировать и доводить до учащихся цели каждой работы;
определять
объем и формы предоставления результатов;
определять необходимые для выполнения работы источники географической информации (учебники, справочники, статистические и картографические материалы, приборы, инструменты и т.д.);
организовывать практические работы на местности, наблюдения во время экскурсий;
создавать на уроках творческую атмосферу, использовать игровые элементы;
адаптировать современные педагогические технологии к процессу практической деятельности (дифференцированного обучения, проектной деятельности и т. п.);
выработать систему практической деятельности на уроках и внеурочное время.
Слайд 18«Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.
Недостаточно только желать;
надо делать»
(Гёте)
Спасибо за внимание!