Слайд 1По следам путешественников каменного века
Слайд 2Тур Хейерда́л
(родился 6 октября(родился 6 октября 1914(родился 6 октября
1914, Ларвик(родился 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия(родился 6 октября 1914,
Ларвик, Норвегия — умер 18 апреля(родился 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия — умер 18 апреля 2002(родился 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия — умер 18 апреля 2002, Алассио(родился 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия — умер 18 апреля 2002, Алассио, Италия)
норвежский путешественник и учёный-антрополог.
Автор многих книг.
Слайд 3К плаванию на плоту через Тихий океанК плаванию на плоту
через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских
конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной АмерикойК плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.
Слайд 4Судно было собрано без единого гвоздя и все части его
были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние
жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева,
которое тонет в воде.
Строительство судна
Слайд 5Кон-Тики это плот, сделанный из 9 бальзовых деревьев. Длина их
от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в
джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Плот имеет острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.
Слайд 6Родина бальсы — экваториальная часть Южной Америки
Дерево быстро растёт но к
5 годам не достигает зрелости. Крупные деревья, имеет очень прочную
и лёгкую (в высушенном состоянии легче пробки), древесину,
Бальсу чрезвычайно просто обрабатывать. При одном и том же весе конструкции из бальсы получаются более жесткими, чем, например, из сосны.
Бальса — самое легкое дерево.
Слайд 7Уникальные свойства древесины бальзы были известны еще инкам, которые выдалбливали
из нее каноэ и делали плоты, на которых совершали длительные
походы. Когда испанцы увидели эти замечательные плоты, они были поражены, но материала, из которого они были сделаны, не знали, они дали ему имя «бальза» или «бальса», что на испанском языке означает «плот».
Слайд 8Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних
инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали
его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.
Слайд 9Экипаж Кон-Тики
Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)
Эрик
Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога
Кон-Тики на парусе судна. (на фото 4-й)
Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански. (на фото 2-й)
Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист. (на фото1-й)
Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист. (на фото 5-й)
Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)
Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.
Слайд 10Экипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут ХаугландЭкипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут
Хаугланд, Бенгт ДаниельссонЭкипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон,
Тур ХейрдалЭкипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Тур Хейрдал, Эрик ХессельбергЭкипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Тур Хейрдал, Эрик Хессельберг, Турстейн РобюЭкипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Тур Хейрдал, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер
Слайд 11На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты.
Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом
открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Так же собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.
В пути
Слайд 12Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и
поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась
бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование хранилось под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.
Слайд 13Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не
ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная
диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.
Слайд 14Так же они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд
рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды
в открытом море. Участники экипажа взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса, иногда они смешивали пресную воду с морской.
Слайд 15Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана.
Они видели китов и ловили акул, а один раз к
ним подошла близко, крупнейшая из акул - китовая акула. Они долго наблюдали за ней, как у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало им приходилось держать на палубе до 9 акул.
Слайд 16Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников
экипажа, но к счастью всё обошлось без каки-либо травм.
Слайд 17Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом
их скорости был один день, за который они проделали 130
км. участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, по скольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.
Слайд 18Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с
ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это
были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть только когда прибой бьёт о рифы.
На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним, и стали помогать команде Кон-Тики гребсти. Но после этого они пошли ещё дальше и на 101 день увидели землю в 3-ий раз.
Слайд 19Кое как, борясь с волнами и океаном они доплыли до
кораллового атолла Рароиа, и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали.
Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.
Слайд 20Они перетащили свои вещи на необитаемый остров, и прожили там
неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.
Слайд 22Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.
Слайд 24.
Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого
океана южноамериканскими индейцами.
Так же они доказали, что кокосовые орехи
не могли переплыть океан сами и потом взойти, из-за морской воды орехи становятся не пригодными к всходам, а стало быть их завезли люди на острова.
Научные достижения
Слайд 25Почти на шестьдесят языков переведена замечательная книга Тура Хейердала Путешествие
на Кон-Тики, со страниц которой в каждый дом входит одна
из интереснейших проблем истории человечества. На написанные для массового читателя научно-художественные книги Хейердала неизбежно ограничены рамками жанра. Между тем у замечательного подвига во имя науки есть свое продолжение. Исследования Тура Хейердала выходят далеко за рамки того, о чем мы знаем по изданным книгам.
Новая книга Тура Хейердала восполняет этот пробел. Это сборник его статей и докладов, как бы подводящий предварительный итог тридцатилетним исследованиям выдающегося норвежского ученого. Чуть ли не каждая страница - увлекательное путешествие в прошлое. С полемическим задором и глубоким знанием вопроса автор рассказывает о замечательных мореплавателях прошлого, которые покоряли Атлантический и Тихий океаны на бесхитростных судах, освещает высокоразвитые культуры древних народов.
Всякий, кто с увлечением прочел Путешествие на Кон-Тики, захочет узнать, как Тур Хейердал и его сотрудники продолжали обосновывать и развивать теорию, ради подтверждения которой шесть смельчаков в 1947 году вышли на плоту на просторы величайшего из океанов Земли.