Слайд 1Почвы
Урок 8 классе
Учитель географии:
Тареева И.Н.
МОБУ СОШ № 14 ст.Журавская
Кореновский район
Краснодарский край
Слайд 2Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди
сказали:
Земля - чтобы жить.
А. Тетивкин
Слайд 3Цели урока:
Сформировать понятие «почва»;
В.В.Докучаев -основатель науки о почвах
- почвоведения;
выявить основные типы и свойства почвы; ее состав, строение,
условия образования;
способы защиты почвы от разрушения;
в процессе опытов установить состав почвы;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Слайд 4Что такое почва?
Почва - это верхний плодородный слой земли
Основное свойство почвы - плодородие.
Слайд 5Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием образовавшийся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности
организмов.
Слайд 6
Почва – верхний плодородный слой земной коры
ПЛОДОРОДИЕ это
способность почвы
обеспечивать
растения
питательными веществами.
Слайд 7
Образование почвы – результат взаимодействия горных пород, климата, поверхностных вод,
растений и животных.
Слайд 8Кто открыл почву?
Впервые отличил почвенный слой от остальных частей
земной коры как «особое естественно — историческое тело»
русский учёный В.В.Докучаев, именно он установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются на основе их плодородия, механического состава и строения и др.
Слайд 9Типы почв
Черноземные
Подзолистые
Слайд 11- самый распространенный вид почв в России, формируются под хвойными
и смешанными лесами.
Подзолистые почвы
Слайд 12Глинистые почвы
В глинистых почвах ее отдельные частички состоят из кусочков
глины среднего размера, которые иногда слипаются. Сухая глинистая почва тяжелая
и рассыпчатая, влажная – липкая и насыщенная водой.
Слайд 13Песчаные почвы
Песчаные почвы – теплые, они пропитаны воздухом, и их
легко копать и обрабатывать, однако по мере высыхания они легко
отдают питательные вещества и становятся неплодородными.
Слайд 14Торф, суглинок
Торф – это темно-коричневое вещество, представляющее собой массу сгнивших
растений. Огородники добавляют торф в другие почвы, как удобрение.
На суглинках,
которые представляют собой смесь глины, наносных пород и песка, хорошо растут растения. Суглинок легко обрабатывать.
Слайд 17Минеральный состав
Около 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты
Слайд 18
Плодородие почвы зависит от количества в ней гумуса.
Плодородный слой
Слайд 201 – 2 см почвенного слоя образуется за 500 лет
Формула
почвообразования
(горные породы + гумус + вода + воздух)·время =
почва
Слайд 21
Почвы – вековое богатство!
Почвы могут быстро разрушаться при неправильном использовании
природных ресурсов.
Слайд 22
Почва - среда жизни организмов.
Слайд 24Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А
я с подарками опять.
Земля
Загадка
Слайд 26Что может уничтожить плодородные почвы?
Ветровая эрозия
Слайд 32Хозяйственная деятельность человека
Добыча полезных ископаемых
терриконы
Слайд 33В ледяных просторах Арктики и Антарктиды,
на ледяных вершинах высоких
гор,
на голых каменистых склонах нет этого слоя.
Там только горные
породы.
Слайд 37Выпас скота
Неправильная агротехника полевых работ
Береги почву!
В степных районах Крыма садят
специальные лесные полосы для предохранения почв от ветровой эрозии.
На месте
бывших промышленных разработок – высаживают парки и скверы.
Слайд 38ЗАДУМАЙТЕСЬ.
Почва относится к легко разрушаемым и практически невосполнимым видам
природных ресурсов. Естественные враги почвы — это ветровая и водная
эрозия. Сильнейшим образом страдает почва и в результате неумелой хозяйственной деятельности человека. Почвенные ресурсы это настоящее богатство страны. Берегите её!
Слайд 39Запомни!
Почва – это верхний плодородный слой земной коры.
Почвы изменяются с
широтой – от экватора к полюсам, с высотой – от
подножий гор к вершинам.
Человек должен беречь и охранять почвы, не истощать и не загрязнять их.
Слайд 40ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опыт 1
Возьмите стакан с водой
и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод
можно сделать?
Опыт 2
Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?
В почве есть ВОЗДУХ.
В почве есть ВОДА.
Слайд 41ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опыт 3 Продолжаем нагревать
почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?
Опыт
4
Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?
В почве есть
ПЕРЕГНОЙ.
В почве есть
ГЛИНА и ПЕСОК.
Слайд 42ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опыт 5
Возьмите несколько капель воды
из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой
воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой.
Что вы видите?
Сделайте вывод.
В почве есть
СОЛИ и
МИКРОБЫ
Слайд 44Что растения получают из почвы?
Питание растений
Вода с растворенными
солями
Углекислый
газ
Кислород
Крахмал
Слайд 45Как образуется почва?
Подумайте, как давно появились первые участки почвы?
Почвы
Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из
океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Слайд 46Кто участвует в образовании почвы
Растения
Животные,
черви,
личинки и т.д
Лишайники
Микроорганизмы
Слайд 48ОТЧЕГО ПОЧВА РАЗРУШАЕТСЯ?
Неразумная деятельность человека:
строительство;
уничтожение парков и скверов;
непродуманный выпас
скота;
вырубка леса;
Почву размывает вода;
Выдувает сильный ветер;
Слайд 49СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПОЧВ ОТ РАЗРУШЕНИЯ.
Для накопления влаги в
почве применяется снегозадержание;
Нельзя сводить леса, лишать на больших пространствах
землю естественного растительного покрова;
Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Слайд 50Проблемный вопрос
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет.
На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75
лет)?
Слайд 51ПОДУМАЙ!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
в лесу за 500000 лет
на лугу за 3225 лет
там,
где нет растений –всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
Слайд 52Это интересно!
1см почвы
за 250 – 300 лет
20см
за 5 – 6 тысяч лет
Слайд 53Домашнее задание
Объясните выражение:
«Спасая почву, мы спасаем
себя и жизнь на нашей планете».
Слайд 55Используемая литература:
http://i052.radikal.ru/1104/fc/e462648f5b88.jpg
http://s008.radikal.ru/i306/1104/d1/59032698b963.jpg
http://s52.radikal.ru/i137/1104/81/4c39b977d31f.jpg
http://s57.radikal.ru/i155/1104/57/41be849b80f8.jpg
http://i010.radikal.ru/1104/2f/50b7ba4fc4fa.jpg
http://s19.radikal.ru/i192/1104/33/19865fa56bf6.jpg
http://s016.radikal.ru/i335/1104/81/9178b128c6d3.jpg
http://www.ikt.oblcit.ru/11/gonsharenko/sait/10.htm
http://urozhayna-gryadka.narod.ru/erozia.htm
А.И.Алексеев география 8 класс «Полярная звезда» 8 класс