Слайд 1Урок географии. 6 класс
Тема: «Атмосферное давление. Ветер»
Автор: учитель географии ГБОУ Ш кола № !!61
Цыганова Татьяна Сергеевна
Слайд 2Цель урока:
Познакомить учащихся с понятиями «атмосферное
давление» и «ветер»; выявить причины образования ветра. Познакомить с приборами
и сформировать практические умения пользования барометром и флюгером.
Слайд 3Задачи урока:
I. Образовательные задачи. Сформировать знания у учащихся об атмосферном
давлении (от чего зависит давление воздуха); о ветре и причинах
его образования (почему дует ветер?). Познакомить учащихся с видами ветров (бризы, муссоны, пассаты).
II. Развивающие задачи. Развивать у учащихся умения пользоваться барометром и определять атмосферное давление; флюгером, позволяющим измерять скорость и направление ветра; строить и работать с «розой ветров»
III. Воспитательные задачи. Воспитать у учащихся стремление к познанию нового, интерес к предмету. Рассказать о пользе и вреде ветра для человека.
Слайд 41.«Вес воздуха».
2.Атмосферное давление.
3.Измерение атмосферного давления.
4.Изменение атмосферного давления с высотой.
5.3ависимость
давления от температуры воздуха.
6.Образование ветра. Причины образования ветра.
7. Виды ветров.
8.Направление
и сила ветра.
9.Вычерчивание розы ветров.
Изучение нового материала:
Слайд 6
Воздух, как и все окружающие нас тела, имеют массу. Ученые
подсчитали, что столб воздуха давит на поверхность Земли в среднем
с силой 1,33 кг на см².
Слайд 7Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый Э. Торричелли, при помощи
ртутного барометра. Величина давления определялась высотой столбика ртути в стеклянной
трубке. С тех пор атмосферное давление принято измерять в мм.рт.ст.
Слайд 9В быту обычно используются механические барометры (анероид). В анероиде жидкости
нет (греч. «анероид» – «без жидкости»). Он показывает атмосферное давление,
действующее на металлическую коробку, которая не содержит воздуха. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении – сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) анероидных коробок, соединенных последовательно, и имеется рычажная передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале, проградуированной по ртутному барометру.
Слайд 10Изменение давление с высотой
Рассмотрите рисунок.
Что показывает шкала
с правой
стороны рисунка?
Найдите показатель нормального атмосферного давления. На какой высоте над уровнем моря он находится?
Какие показатели давления
на высоте 200м? 300м?500 м?
Как изменяется давление
с высотой?
Слайд 11Изменение атмосферного давления с высотой
Почему давление с высотой понижается?
Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится
очень трудно дышать. То же самое наблюдается и при подъёме в горы. Это происходит потому, что с высотой воздух становится менее плотным, атмосферное давление понижается. Оно снижается, потому что с поднятием вверх высота столба воздуха, давящего на земную поверхность, уменьшается. На высоте 5 км давление атмосферное давление уменьшается наполовину по сравнению с нормальным атмосферным давлением. В тропосфере давление уменьшается на каждые 10 м на 1 мм рт ст, на каждые 100 м на 10 мм рт ст., на каждые 1000 м на 100 мм ртутного столба.
Слайд 12Решите задачу:
Известно, что при подъёме на каждые 100 м давление
понижается на 10 мм ртутного столба.
Определите атмосферное давление на
вершине горы, если давление у её подножия равно 740 мм, а высота горы – 3150 м.
Слайд 13Практическая работа
Рассмотрите барометр-анероид.
Найдите стрелку, указывающий показатель давления.
Найдите шкалу барометра. Определите
цену деления шкалы.
Определите давление в данной местности.
Определите высоту местности над
уровнем моря по показателям давления.
Слайд 15Зависимость давления от температуры воздуха
Задание.
Прочитайте пункт №3(последний абзац, стр
115),§ 38.
Сделайте вывод о том, как изменяется давление в
зависимости от температуры воздуха?
Слайд 16Вывод:
Причина колебаний атмосферного давления заключается в том, что
давление воздуха зависит от его температуры. Воздух при нагревании расширяется.
Тёплый воздух легче холодного, поэтому 1 м3 тёплого воздуха на одной и той же высоте весит меньше, чем 1 м3 холодного. Значит, давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.
Слайд 17Образование ветра
Задание. Рассмотрите схему.
Лес В
Пашня
Н
Почему, когда знойным летним днём вы приближаетесь к лесу, из него веет прохладой? От чего нагревается воздух? Равномерно ли нагревается воздух на Земле? От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью? Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? Назовите причину образования ветра.
Слайд 18Причины ветра
Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном
давлении над разными участками земной поверхности.
Ветер всегда дует из
областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
В Н
760 мм 755 мм
775 мм 763 мм
Разница в нагревании + разница в атмосферном давлении = ветер
различных участков
Слайд 19Виды ветров
суточные
сезонные
постоянные
временные
Дневной бриз
Ночной бриз
Летний муссон
Зимний муссон
Пассаты
Фён
Бора
Мистраль
Сарма
Слайд 20Схема образования дневного бриза
Ветер дует с …
на …
Слайд 21Схема образования ночного бриза
Ветер дует с …. на
……
Слайд 22Муссоны – ветры, которые меняют своё направление два раза в
год. летом муссон дует с моря на сушу, а зимой
с суши на море.
Слайд 24Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком
случае он будет сильнее
1)Покажите стрелками направление ветра:
А) 765 мм
755 мм
Б) 757 мм 765 мм
В) 760 мм 740 мм
2). В каком случае ветер будет сильнее:
А) 768 мм 762 мм
Б) 760 мм 758 мм
В) 740 мм 740 мм
Слайд 25Проверь себя
1.Покажите стрелками направление ветра:
А) 765 мм
755 мм
Б) 757
мм 765 мм
В) 760 мм 740 мм
2). В каком случае ветер будет сильнее:
А) 768 мм 762 мм ( 6 б) сильный
Б) 760 мм 758 мм ( 2 б) слабый
В) 740 мм 740 мм ( 0 б) штиль Ответ: А
Слайд 26- северный ветер дует с севера
- южный ветер дует с
юга
- западный ветер дует с
запада
с
ю
з
- юго-западный ветер дует с юго-запада
юз
- северо-западный ветер дует с северо-запада
сз
- восточный ветер дует с востока
Определение направления ветра
В
ЮВ – юго-восточный ветер дует с юго-востока
- северо-восточный дует с северо-востока
С В
Слайд 27Флюгер прибор для опре–деления направления ветра
Флюгер – прибор для
определения
направления ветра
Слайд 28Прибор для измерения скорости ветра
Слайд 31Построение розы ветров
1)Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
2)Принять условно, что
одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.
3)Подсчитать, сколько дней
в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
4)На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
5)Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
Проанализировать результаты построения «розы ветров»
Слайд 32Подведём итог урока
Что такое атмосферное давление? Как изменяется давление с
высотой? Что такое ветер? Назовите причину образования ветра. Какие ветры
вы знаете? Назовите приборы, с которыми вы сегодня познакомились на уроке и объясните их назначение.
Что нового вы узнали на уроке?
Слайд 33
1. §38-39 (41-42), читать, ответить на вопросы.
2. Вычертить в рабочей тетради розу ветров за месяц.
Домашнее задание