Слайд 1Землетрясения и вулканы
Цель урока:
- осознание и осмысление информации
о природных явлениях,
- познакомить учащихся с видами движения земной
коры,
- сформировать представление о происхождении землетрясения и
вулкана, цунами и гейзера.
Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь.
Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл.
.
Слайд 2Землетрясения
Землетрясение – подземные удары и колебания
земной поверхности.
Землетрясение происходит тогда, когда долго
накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.
Это грозное природное явление.
Слайд 4Чем страшны землетрясения?
Землетрясения страшны внезапностью.
В эпицентре происходят большие разрушения, а
порой и изменение ландшафта в целом (в зависимости от силы
землетрясения).
Предсказать землетрясение практически невозможно.
Слайд 8
Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на
поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных
и островных вулканов.
При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500—1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30—40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.
Слайд 11Наука, занимающаяся изучением
землетрясений, называется
сейсмология («сейсмос»- колебания).
Прибор для
Регистрации
движения
в земной коре –
сейсмограф.
Слайд 12Прогноз землетрясений
В областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет,
чем дольше нет землетрясения, тем вероятность сильного землетрясения возрастает.
Перед землетрясением
часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды.
Необычное поведение животных: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокоятся, пытаются покинуть помещение. Эти симптомы усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.
Слайд 13Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.
Слайд 14Сила землетрясения измеряется в баллах
1 балл - колебания ощущаются исключительно
приборами. Человек колебаний не ощущает.
2 балла - колебания могут почувствовать
только люди, что находятся в спокойном, неподвижном состоянии.
3 балла - колебания чувствуют некоторые люди, находящиеся дома.
4 балла - колебания чувствует большинство людей. В зданиях могут дребезжать стекла.
5 баллов - колебания могут разбудить спящего человека. В помещениях нетрудно заметить раскачивание висячих предметов (например, ламп или люстр).
6 баллов - зданиям наносятся некоторые косметические повреждения, в штукатурке могут возникать небольшие трещины.
7 баллов - неизбежны трещины в штукатурке, ее частичное разрушение. Возникают трещины в стенах, а в некоторых зданиях возникает угроза частичных обрушений.
8 баллов - существенные конструктивные повреждения зданий: крупные трещины в стенах, обрушение балконов, карнизов и дымовых труб.
9 баллов - в некоторых зданиях возникают обвалы, обрушение перекрытий и стен.
10 баллов - большинство зданий находятся под угрозой обрушения. На поверхности земли возникают трещины шириной до 1 метра.
11 баллов - полномасштабное обрушение всех построек и конструкций, крупные обвалы в горах, большое количество крупных трещин на поверхности земли.
12 баллов - изменение рельефа местности вплоть до неузнаваемости. Катастрофические последствия землетрясений.
Слайд 16Вулканы
Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и
сцементированных обломков горных пород
Вулкан – это геологическое образование,
возникшее над трещиной
в земной коре, по
которой извергается на земную поверхность
лава.
Слайд 22
Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на
земную поверхность.
Долина гейзеров на п-ве Камчатка
Слайд 23
Выберите правильный ответ.
1.
Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:
а) эпицентр
б) очаг в) сейсмограф г) жерло
2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:
а) тектоническими в) сейсмически активными
б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.
3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:
а) конусовидный б) щитовой.
4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:
а) потухший б) действующий.
5. В глубине вулкана находится:
а) кратер б) лава в) очаг магмы г) вулканическая бомба.
6. Вставьте пропущенное слово.
Вулкан – это ... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется ... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется ... .
Словарные слова: лава, гора, кратер, Ключевская Сопка.
Слайд 24
Домашнее задание (в зависимости от курса в котором использования презентация):
-
прочитать § 15,ответить на вопросы учебника стр.101-102 (учебник 6 кл.География
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.),
-прочитать стр.72-76, ответить на вопросы стр.77 (учебник Природоведение. 5 кл. Плешаков А.А., Сонин Н.И.)
-прочитать: 1 урок- §25, ответить на вопросы стр.98, творческое задание 6,
2 рок -§26, ответить на вопросы стр.103. (География. Землеведение. 5-6 кл. Дронов В.П., Савельева Л.Е.)
Слайд 25Информационные ресурсы
http://images.yandex.ru/
http://vulcanism.ru/volcano-types.html
http://www.google.ru/imgres?imgurl
edgarcaysi.narod.ru›zemlyatreseniya.html
http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2013/01/22045-1440x900.jpg
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: Учебник для
6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово
– РС», 2009.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
Плешаков А. А., Сонин Н. И., Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
Дронов В.П., Савельева Л.Е., География.Землеведение. 5-6 кл.: учебник-4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.