Слайд 1ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
Учитель: Коблякова Н.В.
Слайд 2Лип медовых шатры
И берез лебединые взлеты,
Дона тихого омуты,
Мечи Красивой разлив...
Есть
такая земля -
Вековечной любви и заботы,
И печали, и веры,
Что душу
берут на разрыв.
Б. Шальнев
Слайд 3Липецкая область образована 6 января 1954 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР из районов Воронежской, Орловской, Рязанской и Курской областей.
Слайд 5ПЛОЩАДЬ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Площадь Липецкой области – 24, 1 тыс. кв.
км., что составляет
1/7 территории Центрально-черноземного района и
1/700 территории
РФ.
Территория области простирается с севера на юг на 203 км, с запада на восток на 206 км.
Слайд 6СОСТАВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
Область делится
- на
331 муниципальное образование:
-2 городских округа,
-18
муниципальных районов,
-6 городских и 305 сельских поселения,
- имеет 1585 населенных
пунктов.
Слайд 7Города Липецкой области.
На территории Липецкой области – 8 городов:
Елец
1146 год образования города.
Данков
1568
Лебедянь 1605
Задонск 1615
Чаплыгин 1638
Усмань 1645
Липецк 1703
Грязи 1868
Слайд 8Гербы городов Липецкой области,
их происхождение.
Слайд 9ГЕРБ - (польск. herb от нем.
Erbe — наследство) —
символ, эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются
предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.)
Слайд 10Современный герб города Липецка.
3 октября 1996
года
был утвержден современный герб города Липецка, который
представляет собой изображение большого изумрудного липового дерева в золотом поле, означающее имя города; подножие дерева - натуральный зеленый холм. Основной фигурой герба является дерево липа, которая олицетворяет в геральдике сердечность и доброжелательность, аллегорически символизирует саму жизнь. Зеленый цвет символизирует весну, радость, надежду, природу и здоровье. Золото символизирует прочность, величие, интеллект, великодушие, богатство.
Слайд 11Современный герб города Данкова.
Утвержден 25 марта 2005г.
Описание:
В верхней части щита в золотом поле на зеленой оконечности
зеленая же с пурпуровым стволом липа, в нижней - в зеленом поле стоящая серебряная лошадь. Золото символизирует прочность, величие, интеллект, великодушие, богатство. Серебро в геральдике - символ чистоты, мудрости, благородства и мира.
Зеленый цвет - символ природы, весны, радости, надежды, а также символ здоровья.
Слайд 12Современный герб города Задонска.
В серебряном поле с волнистой лазоревой
оконеч-
ностью на зелёной земле стоит красная кре -пость,
имеющая одну зубчатую башню с аркой и двумя бойницами и стены без зубцов с чередой из четырех бойниц каждая, понижающиеся от башни к сторонам. Обоснование символики: Основой будущего Задонска стала крестьянская слободка Тешевка, которая располагалась меж-
ду Москвой и Воронежем на противоположном Москве берегу Дона (за Доном). Указом Екатери
ны II слобода Тешевка была объявлена городом Задонском. Символика герба никак не связана с оборонными функциями изображенной крепос- ти. В данном гербе под крепостью понимается вся площадь поселения, а волнистая лазоревая оконечность -символ реки Дон.
Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Зелёный цвет - символ весны, радости, надеж-
ды, природы, а также символ здоровья. Красный цвет - символ мужест-
ва, жизнеутверждающей силы и красоты, праздника, труда. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.
Утвержден герб 30.12.2008 года.
Слайд 13Современный герб города Лебедяни
В лазоревом поле на зеленой земле серебряный
лебедь с золотыми глазами, клювом и лапами.
Обоснование:
Лебедь в геральдике- символ постоянства, верной, чистой любви, неразлучности.
Серебро в геральдике символизирует чистоту, мир, мудрость, благородство, взаимосотрудничество. Золото в геральдике символизирует прочность, величие, интеллект, великодушие, богатство. Лазоревое поле герба дополняет символику и иносказательно показывает географическое расположение города по берегам р. Дон. Лазурь в геральдике - символ мира, искренности, чести, славы, преданности, истины и добродетели. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, природы, а также символ здоровья.
утвержден 25.11.2003 г.
Слайд 14Современный герб города Усмани
Описание: В лазоревом (синем, голубом)
поле на золотой земле хлебные снопы того же металла, сложенные
в копны. За основу герба Усмани взят исторический герб уездного города Усмани Тамбовского Наместничества 1781 года. Усмань являлась центром хлебной торговли, что и послужило мотивом для составления герба городу.
Золото символизирует прочность, величие, интеллект, великодушие, богатство.
Синий цвет поля герба дополняет символику и аллегорически показывает географическое расположение района на р. Усмань. Лазурь - символ мира, искренности, чести, славы, преданности, истины и добродетели.
утвержден 03.02.2004 г.
Слайд 15Современный герб города Чаплыгина
Современный герб города Чаплыгина Описание:
В серебряном поле две зелёные, с червлёными плодами без числа,
ветви яблони накрест.
Обоснование символики: Герб города Чаплыгин разработан на основе исторического герба уездного города Раннебурга, Высочайше утверждённого 31 марта 1781 года (по старому стилю).
Яблоневые ветви аллегорически указывают на историческое название города Раненбург, искаженное от Ораниенбург - "апельсиновая крепость". Тогда как слово "апельсин" с голландского языка переводится как китайское яблоко. Яблоня - традиционный символ плодородия, изобилия, знания.
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Червлёный (красный) цвет - символ мужества, силы, труда, красоты.
Зелёный цвет - символ природы, здоровья, жизненного роста.
Утвержден
28.10.2005 года.
Слайд 16Архитектурные памятники Липецкой области.
Слайд 18Этот памятник архитектуры в целом формировался с 1791 по 1842 г.
В соответствии с традиционной схемой собор имеет три составные части:
собственно церковь, трапезную и колокольню. Колокольня построена в 1825 — 1835 годах. Трапезная — после 1839 г. И освящена в 1842 г. Престолов пять.
В высокоторжественные дни в соборе собиралось до 2500 человек. Собор имел необыкновенно богатое внутреннее убранство. Внутри собор напоминал картинную галерею. На стенах было около 30 картин кисти известных художников итальянской школы. До 1917 г. в соборе имелись: водопровод, паровое отопление с паровым насосом, электрическое освещение с 800 лампочками. Церковь была обнесена железной, на кирпичном фундаменте, оградой с двумя воротами и тремя калитками.
После 1917г. собор подвергся разграблению и 26 июня 1931 г. был закрыт. До 50-х годов собор использовали как склад, но было решено обветшавшее здание передать краеведческому музею. С 1957 г. началась его реставрация, и долгие годы в соборе размещался краеведческий музей. В 1991 г. по требованию жителей Липецка собор был передан верующим. 8 января 2001 г. в Христорождественский собор были перенесены мощи 82 святых подвижников Киево-Печерских.
Христорождественский собор
Слайд 20Древне-Успенская церковь
Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая
древняя постройка на территории города. Расположена на ул. Салтыкова-Щедрина — бывшей слободе “Монастырка”,
получившей название по монастырю “Паройская пустынь”, основанному в начале XVII века.
Храм безколокольный — восьмерик на двусветном четверике с полукруглой апсидой и приделом Святого Николая Чудотворца. Строился в несколько этапов, что прослеживается по кладке. Год постройки неизвестен. Северо-западный придел Святого Николая Чудотворца освящен рязанским митрополитом Стефаном (Яворским) в 1701 г.
Особенности храма: алтарь ориентирован на северо-восток, имеется подземный ход. К северу от храма на склоне стояла деревянная колокольня (сохранились фундаменты),построенная в 1885 г. С северной и западной сторон располагался некрополь. С юго-восточной стороны в 1878 г. по проекту А. Андреева была построена деревянная часовня над источником, где чудесно явилась икона Божьей Матери “Живоносный источник”. По преданию, на этом источнике бывал Петр I. С юго-западной стороны от храма стоял двухэтажный причтовый дом постройки второй половины XIX века.Монастырь“Паройская пустынь”упразднен в 1764 г. Сохранившаяся Успенская церковь была без прихода.
Церковь закрыта в 1938 “по требованию санинспекции”,после чего была сильно разрушена, полностью утратила иконостас, роспись и детали интерьера. Реставрация храма, начавшаяся в 1970-е , закончена после передачи его областному музею в 1991 г. До 1996г. в помещении церкви размещалась экспозиция, посвященная истории металлургического производства и металлообработки в крае.
Слайд 22Вознесенский собор г.Ельца
Вознесенский собор, памятник архитектурного зодчества. Расположен в г.Ельце
Липецкой области. Размещается на Красной площади — центральной части г.Ельца.
Строился с 1845 по 1889 г. Автор проекта — К.А. Тон. Высота Вознесенского собора вместе с крестом — 74 м, длина — 84 м, ширина 34 м. Строился 44 года, но так и остался неоконченным. Колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроена.
Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, килевидные кокошники, колонны-дудочки, наличники в виде ромашек. В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников - передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.
Около 150 художественных произведений насчитывает ныне убранство трапезной. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Слайд 23Усадьба Шереметевых в селе Борки
Слайд 24Усадьба Шереметевых в селе Борки
Усадебный комплекс в селе Борки —
это памятник архитектуры последней четверти XIX века, построенный в романовском стиле.
Сохранился
дворец, возведенный из бутового камня и серого мореного песчаника, использованного для изготовления элементов дворца, наиболее подверженных атмосферному воздействию. Сохранились выполненные в таком же стиле хозяйственные постройки. Южный фасад дворца, центром объемно—пространственной композиции которого являлся двухэтажный корпус с круглой башней, обращен к склону глубокого оврага, занятого плодовым садом. Парк спланирован в английском стиле, украшен экспозициями из крупных ледниковых валунов серого песчаника. Парк выходит на крутой берег реки Олым.
Усадьба являлась центром имения Шереметевых с развитым полеводством, конным заводом. На территории имения с 1893 г. располагался земский лесопитомник, где выращивали саженцы различных пород.
Интерьеры дворца погибли в 1941 г. в результате пожара. Позднее заложена арка дворца, видоизменены кровля и часть оконных проемов. Тогда же вырублен самовосстановившийся парк. В настоящее время хорошо прослеживается его центральная аллея. Долгое время в усадебном доме размещалась Борковская средняя школа.
Слайд 26Часовня Петра и Павла в Липецке
“Часовня построена в 1872 г.
к 200-летию со дня рождения Петра Великого на Старобазарной площади,
где стояла древняя Христорождественская церковь, сгоревшая 11 сентября 1806г. По преданию, Петр I бывал в Христорождественской церкви и даже принимал участие в ее закладке. Часовня Петра и Павла была приписной к Христорождественскому собору. В 1931 г. часовня разобрана, кирпич использован на строительстве электростанции.”
В 90-х ХХ века создается Фонд возрождения часовни святых Петра и Павла под председательством главного редактора газеты “Русь святая” И.Т. Сорокина.
В 2001 часовня восстановлена на другом месте по благословению Митрополита Мефодия. Средства выделены администрацией Липецкой области.
20 декабря 2001 г. часовня вновь распахнула свои двери.
Слайд 27Бунинские места
В 30 км от Ельца, в нынешнем Становлянском районе
находится небольшая деревенька Озерки, которая благодаря Бунину известна почитателям его
творчества во всем мире. Здесь, в елецкой деревне, формировалось поэтическое мировоззрение писателя. На елецкой земле пробудился, окреп и засиял его творческий гений.
Родившись в Воронеже в 1870 г., Иван Алексеевич Бунин все свое детство и юность провел в окрестностях Ельца. В Ельце он учился в гимназииВ 1874 г. семья Алексея Николаевича Бунина поселилась на хуторе Бутырки, в 3 км от Озерок. В воскресные и праздничные дни Бунины часто наезжали к бабушке Анне Ивановне Чубаровой в ее усадьбу в Озерках. Деревня Озерки, как и родовая деревня Каменка, что в 1,5 км от нее, известна с XVIII века. Основателем ее, вероятно, был прапрадед писателя Семен Федорович Бунин.
Слайд 28Задонский Богородицкий (Тешевский) мужской монастырь (ныне Рождество-Богородицкий мужской монастырь)
Один
из древнейших мужских монастырей края. Основали Тешевский монастырь два монашествующих
старца — Кирилл и Герасим. Точная дата основания Задонской обители у устья Тешевки неизвестна. В письменных источниках будущая Задонская обитель (под именем Тешевского монастыря) впервые появляется в 1615 г. К этому времени монастырь не только существовал, но и имел приписанную к нему слободу с крестьянами. К 1690 г. численность монахов выросла до 12 человек.
После разрушительного пожара 1692 г., дотла спалившего деревянные постройки, монастырь пришлось отстраивать заново. Среди бушевавшей огненной стихии неопаленной осталась лишь Владимирская икона Божией Матери, поставленная в иконостас первой церкви Владимирской еще первостроителями — старцами Кириллом и Герасимом. Слухи о чудесном спасении из пламени и без того чтимой в округе иконы заметно усилили приток паломников и пожертвований. Монастырь восстановлен деревянным.
Слайд 29Музей Л.Н. Толстого на станции Лев Толстой
Музей на станции Лев
Толстой — это памятник всенародной скорби. Здесь все напоминает о тех днях,
когда Россия прощалась со своим великим писателем.
В ноябре 1910 г. маленькая, ничем не примечательная железнодорожная станция Астапово стала известна всему миру: в доме начальника станции прошли последние семь дней жизни Льва Николаевича Толстого, здесь он скончался. Отсюда содрогнула мир телеграмма: “Астапово. 7 ноября. В 6 часов 5 минут утра Лев Николаевич Толстой тихо скончался”.
В день смерти великого писателя железнодорожники предложили создать “национальный памятник” в доме, где умер Толстой. С тех пор в комнате больше никто не жил, и сохранилась она в том виде, в каком была в день смерти Льва Николаевича. Все лишние вещи убраны. Оставлены только диван, кресло, два стула, круглый стол посреди комнаты, ночной столик у постели и ширма, а также две кровати, на одной он лежал, на другую его перекладывали при смене белья. В первые годы советской власти дом стал мемориальным музеем. В его небольших комнатах развернута литературная экспозиция. Подлинные документы, фотографии, газеты, телеграммы заставляют почувствовать напряженную тревожную атмосферу семи дней болезни Толстого.
Вокзал, станционные постройки, улочки, примыкающие к вокзалу, и теперь выглядят так же, как в тот день, когда их увидел великий писатель.
Станция Астапово переименована в станцию Лев Толстой. Большие станционные часы показывают всегда
одно и то же время: 6 часов 5 минут.
Слайд 30Дом-музей Плеханова
Г.В. Плеханов был выдающимся теоретиком и пропагандистом марксизма. В.И. Ленин, высоко
ценивший его философские произведения, указывал, что они принадлежат к числу
лучших трудов по философии марксизма и историческому материализму. Своей деятельностью по пропаганде идей марксизма в России Плеханов и группа “Освобождение труда” подготовили второй период в развитии русской социал-демократии. Плеханов внес огромный вклад в первый период развития марксизма в России, но с наступление революционной эпохи не стал связывать марксистскую теорию с практикой пролетарской революции и перешел на позиции меньшевизма.
В марте 1917 г. после 37-летнего изгнания тяжелобольной Г.В. Плеханов возвращается в Россию. 30 мая 1918 г. в возрасте 62 лет он умер. Похоронили его на Волковом кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Белинского.
Русский народ чтит память Г.В. Плеханова. В Санкт-Петербурге организован Дом Плеханова. В его честь переименовано село, где он родился, его именем названы учебные заведения, улицы во многих городах страны.
Имя выдающегося земляка носят площадь и одна из центральных улиц Липецка. В городе по адресу Плеханова, 36 располагается дом-музей Георгия Валентиновича, рядом с музеем ему установлен памятник.
Слайд 31Раненбургская крепость
Раненбургская крепость — фортификационное сооружение Петровской эпохи.
На рубеже XVII — XVIII веков не
осталась в стороне от бурной преобразовательной деятельности Петра I и наша
земля. Проезжая на корабельные верфи, царь часто останавливался в Слободском (впоследствии Раненбург, ныне Чаплыгин), где в 1695 г. для него были построены два хоромных брусчатых строения и один апартамент, затем здесь была возведена крепость. Она имела пятиугольную форму, пять фортов и была окружена земляным валом и рвом, наполненным водой. Внутри крепость имела несколько каменных, в один и два этажа, строений и деревянную башню. Эти здания располагались по внутреннему периметру стен пятиугольника, каждая из которых достигала пятидесяти сажен длины. Под крепостью, на реках Ягодной и Становой Рясах, была сделана плотина. Образовалось озеро, на котором можно было плавать на парусных судах. В крепость вели трое ворот. В 1702 г. крепость была подарена князю Александру Даниловичу Меншикову — другу и сподвижнику государя.