Слайд 1Полупустыни, пустыни России
8 класс
Учитель географии высшей категории
Шестяева Ф. Г.
п. Метлино Челябинской обл.
МБОУ СОШ № 35
Слайд 2
Цели и задачи: продолжить
● формирование представлений и знаний об
особенностях и главных чертах природы природных зон России;
● формирование
знаний о возможностях хозяйственного использования зоны пустынь и полупустынь;
● формирование умения работать с различными источниками географической информации
Д/З: рабочая тетрадь – 90стр. + выводы в учебнике 195стр.
Слайд 3Что вы обычно представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? (ответы
учащихся в начале урока)
Слайд 4Контроль знаний «Лесостепи и степи» (устный ответ ученика по заданиям
в рабочей тетради 85-86стр. Задание для класса: заполнить таблицу.
Слайд 5Вопрос для класса: Контроль знаний «Лесостепи и степи»
● Причины активного
сельскохозяйствен- ного освоения этих земель.
Слайд 6Изучение нового материала – выполнение заданий в рабочей тетради –
90, 91, 92стр.
Определите, какие территории России занимает зона полупустынь
и пустынь.
См! учебник
188, 150-151стр.
Слайд 7Определите, какие территории России занимает зона полупустынь и пустынь.
Запись
в тетради: юго-восток Восточно-Европейской равнины, по северо-западной окраине Прикаспийской низменности.
Слайд 8Изучение нового материала
2. Назовите важнейшие особенности природы полупустынь и пустынь.
См! учебник 195стр.
Слайд 9 2. Назовите важнейшие особенности природы полупустынь и пустынь.
Запись в
тетради: Это- изобилие тепла и солнечного света, недостаток влаги, большая
амплитуда t°.
Слайд 10К л и м а т
Это самая засушливая зона
России. Летом температура воздуха в тени до +40, +50 C.
Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50, +70 С.
Слайд 11Изучение нового материала
3. Назовите условия, необходимые для занятия земледелием
См!
учебник 190стр.
Слайд 123. Назовите условия, необходимые для занятия земледелием
Запись в тетради: -
искусственное орошение.
Слайд 134 А)Определите степень устойчивости полупустынь
См! учебник
Карта - 140 стр.
Слайд 14Пустыни – районы развития пастбищного овцеводства .
Овцы здесь –
самое распространённое животное.
Слайд 15 Вместе с овцами часто можно увидеть и пасущихся коз.
Они очень подвижны, выносливы, способны совершать большие переходы.
Слайд 164 Б) объясните, к каким последствиям привело занятие экстенсивным животноводством
в зоне полупустынь
См! учебник – 191стр.
Слайд 174 А)Определите степень устойчивости полупустынь
Б) объясните, к каким последствиям
привело занятие экстенсивным животноводством в зоне полупустынь
Запись в тетради:
А) наименее устойчивая;
Б)привело к увеличению площади «голых» земель.
Слайд 185. Какие процессы и явления характерны для полупустынных и пустынных
ландшафтов
Эоловые формы рельефа?
См!
учебник 191 – 192 стр.
Слайд 195. Какие процессы и явления характерны для полупустынных и пустынных
ландшафтов
Подчеркнуть: активные процессы выветривания горных пород, засоление почв, распространение эоловых
форм рельефа (созданных ветром), животное население разнообразнее и богаче растительного мира
Слайд 20Примерный ответ:"Полупустыни, пустыни"
Зона полупустынь и пустынь занимает юго-восток Восточно-Европейской равнины,
по северо-западной окраине Прикаспийской низменности.
2. Важнейшие особенности природы –
изобилие тепла и солнечного света, недостаток влаги, большая амплитуда t°.
3. Условия, необходимые для занятия земледелием, - искусственное орошение.
Слайд 214. Степень устойчивости – зона наименее устойчивая; Занятие экстенсивным животноводством
привело к увеличению площади «голых» земель.
5. Для полупустынных и
пустынных ландшафтов характерны: активные процессы выветривания горных пород, засоление почв, распространение эоловых форм рельефа, животное население разнообразнее и богаче растительного мира т.о. Выводы (195стр.)
Слайд 22Практическая работа «Визитная карточка» зоны полупустынь и пустынь рабочая тетрадь:
91, 92 стр. Учебник страницы- 71,81,82,84,86
Слайд 23Почвы
Карта в учебнике – 122стр.
Слайд 24почвы
С возрастанием засушливости климата и убыванием гумуса в полупустынях формируются
бурые полупустынные почвы;
В южных засушливых районах, на участках с
относительно близким залеганием минерализованных грунтовых вод развиты солонцы и солончаки
(сравните с почвами степной зоны)
Слайд 25cолончаки
Даже птица не садится на солончаке, ничто не растёт здесь
и не надо пытаться освоить эти земли.
Слайд 26Но есть места, где вода поднимается к поверхности. Здесь -
обилие растений. Такие участки называются оазисами.
Слайд 27Растения
Осока пустынная
Гусиный лук
Слайд 29Растения
Акация песчаная
Полынь серозёмная
Слайд 30Приспособления растений к условиям жизни в пустыне :
Слайд 31Животные
Просмотр видеофильма:
! Выписать животных
Слайд 32Животные
первый помощник жителей пустынь – верблюд
Сайгак
Слайд 33Животный мир пустынь богат и разнообразен. Животные ведут преимущественно
наземный образ жизни. Некоторые с наступлением жары (черепахи) зарываются глубоко
в песок на глубину до 2 метров
Слайд 34«визитная карточка» учебник-296стр. Табл.№4
Слайд 35Что вы обычно представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? (вопрос
классу после изучения темы)
Слайд 36 Для человека несведущего пустыня представляется совершенно безжизненным пространством. Но
это ошибочное мнение.
Слайд 37Найдены в пустыне и полезные ископаемые: ( золото , каменный
уголь, железные руды, природный газ ).
Широко ведётся их добыча и переработка. Растут города, посёлки.
Слайд 38Много полезного даёт людям эта земля.
Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к её
удивительной природе !
Слайд 40Источники информации
Интернет-ресурсы:
Презентация "Окружающий мир 3-4 класс" работа Ильиной И.В.
Презентация
- проект «Пустыни и полупустыни» Авторы - Бочкова Елена, Новикова
Евгения, Смирнова Валентина
Учебные принадлежности:
●рабочая тетрадь 8 класс. География России: Природа и население. авторы Э.В.Ким, Н.А.Марченко и др. М.; «Дрофа» 2012.
● А.Н.Алексеев и др. учебник География России: Природа и население 8 класс М.; Дрофа» 2011
● фрагмент видеоэнциклопедии «Где живут организмы». Биология 5 класс. Видеостудия «Кварт» Москва