Разделы презентаций


Применение инструктивных карт и опорных листов на уроках географии

Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Инструктивные карты на уроках географии
Выполнила учитель МБОУ Красночабанской СОШ №14

Игнатенко И.А.

Инструктивные карты на уроках географииВыполнила учитель МБОУ Красночабанской СОШ №14 Игнатенко И.А.

Слайд 2
Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов,

а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с

картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород и т.д. Именно в этом предмете теоретическая и практическая часть взаимодополняют друг друга. Так, освоить понятия масштаб, географические координаты, азимут, роза ветров, горные породы и многое другое, без специальных практических работ не возможно. Выполнение любых практических работ, в том числе и по географии, требуют опоры на инструкции и алгоритмы.


Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и

Слайд 3 Практическая работа №

3 (7 кл)
«Определение по карте

направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)»
 
Ход работы:
Инструктаж выполнения работы.
Работа выполняется по следующему плану:
Используя карту атласа "Строение земной коры", определите, в каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита.
Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение (сжатие) литосферных плит.
Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?
Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.
Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем
 

Для практических работ необходимы инструкции, по которым ученики могут выполнить задания либо подготовиться к практической работе. Инструктивные карты это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии.

Практическая работа № 3     (7 кл)

Слайд 4 Иногда в инструкциях содержится не

только алгоритм работы, но также примеры, как правильно выполнить задания.

Это особо важно для организации и успешного выполнения работы детьми с низким уровнем учебной мотивации.
В некоторых инструктивных картах имеются наглядности виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм, которые предназначены для зрительного восприятия задания, либо его выполнения.

Практическая работа №12
«Определение типов климата Африки по климатограммам»
 Ход работы:
Инструктаж выполнения работы учащимися.
По  приведённым  в  атласе  климатограммам  ( стр. 15 учебника)   определите  тип  климата  городов  Аддис -Абеба,  Алжир,  Валлен  и  Дебунджа,  обосновав свой ответ по  годовому  ходу  температуры  воздуха  и  выпадения  осадков. Решение:

Аддис-Абеба – субэкваториальный
Дебунджа – экваториальный
Алжир – субтропический
Валлен – тропический
 

Дебунджа

Аддис –Абеба

Алжир

Валлен

Иногда в инструкциях содержится не только алгоритм работы, но также примеры, как

Слайд 5Работа учащихся с инструктивными картами
На первых уроках

географии в шестом классе знакомлю ребят с требованиями и порядком

работы по инструктивным картам, объясняю особенности выполнения практических работ по географии. Первые две-три работы на уроках-практикумах задания с учащимися выполняем вместе. К концу первого полугодия, как правило, шестиклассники осваивают приемы работы по инструкциям. Наличие инструкций позволяет ученику выполнить практическую работу не только на уроке, но и дома.

Практическая работа № 14 (7 кл)
«Составление характеристики одной из рек Африки по плану».
 Ход работы:
Инструктаж порядка выполнения практической работы:
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:
План характеристики реки:
В какой части материка находится река;
К бассейну какого океана относится река;
Длина реки и направление её течения;
Местонахождение истока реки;
Куда впадает река, вид устья;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;
Основные типы питания и режим реки;
Крупные города, расположенные на реке;
Использование реки человеком.

Работа учащихся с инструктивными картами   На первых уроках географии в шестом классе знакомлю ребят с

Слайд 6Образец выполнения практической работы №14 (7 класс)
Нил – самая длинная

река в мире, протекает в северо-восточной части Африки.
Относится к

бассейну Атлантического океана.
Длина Нила – 6671 км с притоком Кагерой. Протекает через озеро Виктория и, выйдя из него , на всем своем протяжении до устья течет в северном направлении.
Исток находится на Восточно-Африканском плоскогорье южнее экватора и западнее озера Виктория.
Впадает Нил в Средиземное море, образуя в устье большую дельту.
Слева в Нил впадает Эль-Газаль, справа – Асва, Собат, Голубой Нил, Атбара.
В верхнем и среднем течении Нил пересекает плоскогорья и возвышенности и только севернее 20º с.ш. выходит на узкую низменность, которая тянется вдоль его русла. Поэтому, в верхнем и среднем течении на реке много порогов и водопадов, образующихся на твердых кристаллических породах. В нижнем течении река спокойна.
Основной тип питания реки – дождевой. Истоки Нила в экваториальном климатическом поясе, где обильные дожди весь год питают Нил. Дожди и озеро Виктория дают Нилу столько воды, что, протекая по области субэкваториального климатического пояса, даже в летний сухой и жаркий период Нил не пересыхает и не мелеет. Да и в тропическом поясе Нил полноводен, т.к. принимает свой правый приток – Белый Нил, который берет свое начало в озере Тана на Эфиопском нагорье, где осадков выпадает до 2000 мм в год.
На реке расположены крупные города Джуба, Хартум, Асуан, Каир, Александрия.
Вода Нила используется для орошения, выработки электроэнергии на ГЭС, ловли рыбы, водопоя скота, работы промышленных производств, в нижнем течении -- для судоходства.


Образец выполнения практической работы №14 (7 класс)Нил – самая длинная река в мире, протекает в северо-восточной части

Слайд 7Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания

интереса к предмету
Вопросы команде «Географы»:
Определите, на каком материке лежат

горы и в каком направлении протянулись?
______________________________________________________________________
Определите протяженность в километрах______________________________
Определите ширину Урала в километрах_______-------------____________________
Название Уральских гор с древности до наших времен _______________________
Самая высокая вершина Урала и ее высота_________________________________ 
Вопросы команде «Историки»:
Какие народы в древности населяли Урал? ____________________________________________________________________
Где появились первые русские поселения на Урале? Чем занимались эти люди? _________________________________________________ ___________________
После какого исторического события количество русских переселенцев на Урале увеличилось? Как изменились основные занятия людей? _________________________________________________________________________
Чем отличается XVIII век в истории развития Урала? Кто из ученых занимался его описанием? ________________________________________________________________________
Кто проводил геологические исследования Урала в XIX веке? _________________________________________________________________ ___
Вопросы команде «Промышленники»:
Почему Урал называют подземной кладовой страны? ___________________________
Сколько минералов и месторождений найдено на Урале? ________________________________________________________________________
Как образовались Уральские горы? _________________________________________
Что является основным богатством Урала? ___________________________________
Назовите крупные месторождения:
железных и сопровождающих руд____________________________
цветных металлов __________________________________________
золота_____________________________________________________



Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предмету Вопросы команде «Географы»:Определите, на

Слайд 8Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы
Вариант I
Прикубанская равнина
Географическое положение
Почему

является богатейшей житницей?
Какие культуры возделываются?
Урожаями чего славится?
Какие типы сельских населенных

пунктов распространены?
Название административного центра Кубани?
 
 Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы
Вариант II
Кавказские Минеральные воды
Кем сделаны первые упоминания об одном из городов Кавказских Минеральных вод?
Почему является крупным курортным районом?
Назовите горы у которых состоялась дуэль М.Ю.Лермонтова.
Как называется район Кавказских Минеральных вод в «Книге Большого Чертежу»?
Сколько минеральных источников обнаружено между Пятигорском и Кисловодском?
 
 Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы
Вариант III
Высокогорный Дагестан
Что входит в пределы высокогорного Дагестана?
Как называется высшая точка Дагестана? Чем эта точка знаменательна (известна)?
Чем отличается климат района?
Каких редких животных можно встретить только в этом районе?
Сколько различных этнических групп проживает в Высокогорном Дагестане?
Как называется тип сельского населенного пункта в Дагестане?



Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предмету

Работая с текстом учебника, ответьте на вопросыВариант IПрикубанская равнинаГеографическое положениеПочему является богатейшей житницей?Какие культуры возделываются?Урожаями чего славится?Какие

Слайд 9Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания

интереса к предмету
Проверочная работа
по теме «Природные комплексы Северного Кавказа»
Соотнесите

предложенную ниже информацию с природными комплексами Северного Кавказа.

Прикубанская равнина______ 2, 4, 5, 8_________
Кавказские Минеральные Воды___1, 6, 9, 12___
Высокогорный Дагестан__________3, 7, 10, 1 1 _______

Первые упоминания сделаны арабским путешественником.
Одна из богатейших житниц страны.
Население живет в аулах.
Славится урожаями пшеницы, подсолнечника.
На территории много хуторов и станиц.
Курортный район.
Самая южная точка России (гора Базардюзю).
Административный центр – Краснодар.
У горы Машук стрелялся М.Ю.Лермонтов.
Здесь встречаются редкие животные туры и серны.
Национальный состав очень пестрый.
В «Книге Большого Чертежу» район называется «Кладезь холодный» и «Кладезь горячий».

Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предметуПроверочная работа по теме «Природные

Слайд 10Использованные материалы
Спасибо за внимание


Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России:

8 класс.– М.: «ВАКО», 2005
Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7

класс. – М.: «ВАКО», 2006
Использованные материалыСпасибо за вниманиеЕ.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: «ВАКО», 2005Н.А.Никитина. Поурочные разработки

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика