Разделы презентаций


Проблемный подход в обучении географии

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблемный подход в обучении географии
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне

и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.
(Китайская пословица)

Проблемный подход в обучении географииСкажи мне и я забуду,Покажи мне и я запомню,Вовлеки меня и я научусь.

Слайд 2Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает

создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность

учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и

Слайд 3 Проблемное изложение материала.
Почему в XX веке произошло резкое увеличение численности

населения мира («демографический взрыв») и численность населения продолжает расти большими

темпами?
Задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты осознали поставленную проблему. Только после этого преподаватель приступает к её изложению. В результате ответа на вопрос обучающиеся должны уяснить, что численность растет не за счет увеличения рождаемости, а за счет сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни, в связи повышения уровня и качества жизни в эпоху НТР, причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Проблемное изложение материала. Почему в XX веке произошло резкое увеличение численности

Слайд 4 С целью контроля за усвоением студентами знаний на разных этапах

изложения проблемы преподаватель подразделяет её на ряд более частных проблем:
Почему

рост численности населения происходит в развивающихся странах, а в развитых наблюдается стабилизация населения?
В каких странах рожается больше детей, где уровень и качество жизни высокий или наоборот в странах с низким уровнем и качеством жизни? Почему?
Что может повлиять на рождаемость? Почему?
Какие проблемы могут возникнуть в странах с быстрым ростом численности населения и в странах с низким приростом населения? Как эти проблемы можно решить?
Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?
Почему в мире мужчин больше, чем женщин? А в экономичеки развитых странах наоборот?
Почему население размещено крайне неравномерно?
Почему основные потоки миграций направлены из развивающихся стран в развитые?
Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете выявить?

С целью контроля за усвоением студентами знаний на разных этапах изложения проблемы преподаватель подразделяет её на

Слайд 5 Обучение студентов решению проблем.
Этапы решения проблемы
Выделение основных этапов решения проблемы
Выявлению

причинно-следственных связей между явлениями или объектами в процессе анализа проблемной

ситуации
Установлению разрыва в связях
Выдвижению гипотезы, которая определяет основное направление поиска ответа на проблемный вопрос
Её доказательству

Обучение студентов решению проблем. Этапы решения проблемыВыделение основных этапов решения проблемыВыявлению причинно-следственных связей между явлениями или

Слайд 6Почему в странах Азии, Африки и Латинской Америки среди большей

части населения наблюдается нищета и бедность?
Страны Азии, Африки и Латинской

Америки → второй тип воспроизводства населения → высокий уровень рождаемости → быстрый рост численности населения → высокая численность населения → проблемы трудоустройства → нехватка продовольствия → нищета и бедность населения
Почему в странах Азии, Африки и Латинской Америки среди большей части населения наблюдается  нищета и бедность?Страны

Слайд 7 Примеры заданий по выявлению причинно-следственных связей:
Постройте причинно-следственную цепь с условием,

чтобы первым ее звеном было: «воздействие человека на природу», а

последним – «дефицит минеральных ресурсов», количество звеньев не ограничивается.
Составьте из звеньев причинно-следственную цепь:
Благоприятные социально-экономические условия.
Невысокий показатель рождаемости, смертности.
Снижение численности населения.
Страны Зарубежной Европы.
Составьте из звеньев причинно-следственную цепь:
Нищета и бедность населения.
Высокий уровень рождаемости и смертности.
Быстрый рост численности населения.
Страны Азии, Африки, Латинской Америки.
Подумайте, какие условия жизни будут на планете, если численность населения превысит 10 млрд. чел. Постройте цепь причин и следствий.
Перевод производства на путь новой технологии.
Регулирование экономики страны.
Развитое товарное хозяйство.
Транснациональные корпорации.


Примеры заданий по выявлению причинно-следственных связей: Постройте причинно-следственную цепь с условием, чтобы

Слайд 8Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных

умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования,

т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных

Слайд 9 Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов

и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих

условий:

если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы

Слайд 10«Толстые» вопросы
Высший уровень
оценка (с чем мы согласны или

не согласны) синтез (а что если…) анализ (сопоставьте, сделайте вывод)
Средний уровень

применение (зачем? с какой целью?)
Начальный уровень
понимание (почему? зачем?) (что? где? когда?)

«Толстые» вопросыВысший уровень  оценка (с чем мы согласны или не согласны) синтез (а что если…) анализ

Слайд 11Вопросы:
Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете

выявить?
Как вы думаете зависит ли уровень, темпы и характер урбанизации

от социально-экономических условий страны?
6 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?
Какое влияние оказывают миграции на состав и размещение населения? Имеют ли миграции значение для развития экономики страны? Как вы оцениваете это явление – как положительное или отрицательное? Почему «утечка умов» Превратилась в одну из форм эксплуатации развивающихся стран?
Как вы оцениваете развитие крупных городов – как положительное или отрицательное?
Наличие трудовых ресурсов – важный фактор развития хозяйства. Почему же в развивающихся странах стоит проблема ограничения рождаемости?
Как определяют степень использования трудовых ресурсов? сравните по этому показателю страны с разными социально-экономическими условиями.
Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых развивающихся странах?
Правильно ли сводить многообразные демографические проблемы к узкому кругу вопросов роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?

Вопросы: Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете выявить?Как вы думаете зависит ли уровень, темпы

Слайд 12Литература

Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории:

Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
Панчешникова Л.М. Проблемные

задания по географии. – География в школе. – № 1.
Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 1991.
Ким Р.А. Контрольные и проверочные работы по географии Казахастана. 8-9 кл. - Караганда, 2001 г.

Литература  Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика