Слайд 1 Программа по региональному компоненту
для детей средней школы
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ
Автор-составитель
Булычева
Г.И.,
Учитель географии высшей категории
МОУ СОШ №30
Озерского городского округа
Челябинской области
Слайд 2ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Познание природы и родного края необходимо начинать с детства,
когда формируется человеческая личность. Мы живем на Урале - в
одном из прекраснейших уголков России. Могучи и красивы его леса, прекрасны его озера и реки, поражают своими просторами степи. Всем известно, что Урал – природная кладовая. Чего только нет у Хозяйки Медной горы. Щедра она в Южноуралье.
Кому много дано, с того много и спрашивается. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край. И не только его историю, но и экологические проблемы. Во внеклассной краеведческой работе в последние десятилетия, взято направление, отвечающее требованиям охраны природы: как можно меньше собирать природных экспонатов, не увлекаться коллекционированием и как можно больше наблюдать в природе – записывать, фотографировать, зарисовывать, анализировать, делать выводы. Дети средней школы с удовольствием занимаются познавательной деятельностью. И фенология в этом отношении самая добрая и надежная помощница педагогу.
Слайд 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основная цель курса – создать у учащихся целостное
представление о Челябинской области, как о географическом крае, раскрыть разнообразие
её природы. Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
Образовательная цель – раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидеть единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
ЗАДАЧИ:
Углубление знаний об окружающей среде на примере Челябинской области.
Развитие критического мышления
Обогащение социального опыта учащихся.
Оформление фенологического альбома с целью дальнейшего использования на уроках.
Слайд 4ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать
и описывать явления природы;
выдвигать гипотезы и отстаивать их
представлять результаты в
виде графиков, таблиц, диаграмм;
интерпретировать результаты эксперимента;
делать выводы.
Знания региональных фенологических особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: наблюдения, справочников, энциклопедий, атласов, Интернета, журналов и т.п.
В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.
Слайд 5ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы:
адаптированная
Образовательная область:
физическая география
Направленность деятельности:
краеведческая
Способ освоения содержания образования:
репродуктивный,
исследовательский
Уровень освоения содержания образования:
углубленный
Уровень реализации программы:
основной
Форма реализации программы:
индивидуально - групповая
Продолжительность
реализации программы: одногодичная
Слайд 6УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная нагрузка, часы
Слайд 8СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Что изучает наука фенология. Уральский фенолог В.А. Батманов.
Наблюдения
за сезонными явлениями и процессами.
Причины деления года на сезоны
Научное наследие
В.А. Батманова.
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Тема 2. Сезоны и календарь природы.
О границах сезонов.
Ступени сезонов.
Слайд 9Календарь природы.
Практикум (обработка наблюдений).
Тема 3. Осенний комплекс наблюдений. Осень и
её ступени.
Ступени осени.
Наблюдения за погодой.
Тема 4. Наблюдения над растениями.
Окрашивание листьев
деревьев.
Листопад и подготовка к зиме. Практикум.
Тема 5. Наблюдения за животными
Наблюдение за отлетом птиц
Наблюдение за поведением животных осенью. Практикум
Тема 6. Обработка полученных данных.
Практикум. Тест.
Тема 7. Зимний комплекс наблюдений. Зима и её ступени.
Ступени зимы
Наблюдения за погодой. Практические работы со снегом.
Слайд 10Тема 8. Наблюдения над растениями.
Деревья и кустарники.
Кустарнички и травянистые растения.
Тема
9. Наблюдения за животными.
Экскурсия по белой тропе.
Наблюдения за птицами.
Тема 10.
Обработка полученных данных.
Практикум: Измерение толщины льда.
Снегомерная съемка.
Тест
Тема 11. Весенний комплекс наблюдений. Весна и её ступени.
Комплексные фенологические наблюдения весной.
Экскурсия.
Тема 12. Наблюдения над растениями.
Составление комплексной фенологической характеристики.
Слайд 11Экометрическая съемка.
Тема 13. Наблюдение за животными.
Наблюдение за обитателями озера Иртяш.
Весенняя
экскурсия по наблюдению за птицами.
Тема 14. Обработка полученных данных.
Практикум.
Тест.
Тема 15.
Конференция.
Презентации.
Выбор тем для исследовательских работ.
Слайд 12Примеры теоретических и практических занятий.
ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ФЕНОЛОГИЯ
Занятие №1
Под фенологией
в настоящее время понимают систему знаний о сезонных явлениях природы.
Термин «фенология» был предложен в середине XIXв. Бельгийским ученым Ш. Морраном. Дословный перевод с греческого: «феномен» - явление, «логос» - наука, т.е. фенология – наука о явлениях.
Создательем оригинального направления в фенологии на Урале был Владимир Алексеевич Батманов. Он родился 11 декабря 1900 г. в г. Екатеринбурге. Фенологические наблюдения В.А. Батманов начал вести с 13 лет. Впоследствии Батманов создавал биоклиматические карты, разработал новую систему фенологического картографирования. Научное наследие ученого составляют около сотни опубликованных работ.
Новые понятия: фенология, энтомология, фенологическое картографирование.
Составление кроссворда.
Вопросы:
1.Что такое теоретическая фенология?
2.Что такое прикладная фенология?
3. Роль В.А. Батманова в развитии фенологии.
4. Что такое фенология?
Слайд 13ПРАКТИКУМ (к занятию №2)
Задание: составить календарь природы. Отразить в нем
сезонные явления в природе.
Слайд 14Данный перечень явлений содержит сведения о наиболее распространенных объектах.
Слайд 16СНЕГОМЕРНАЯ СЪЕМКА
(к занятию №7)
Это вид наблюдений за высотой снежного
покрова более сложный, чем наблюдения за нарастанием снега по постоянной
снегомерной рейке и проложении снегомерного профиля. С помощью сплошных снегомерных съемок составляются карты распределения высот снежного покрова. Такие карты предназначены для определения запасов снега и обеспечения почвы снеговой водой. По данным съемки, учащиеся могут установить зависимость между микрорельефом, растительностью, какими- то искусственными преградами, с одной стороны, и высоты снега с другой.
МЕТОДИКА
(Сплошная снегомерная съёмка в полевых условиях)
Школьники на лыжах выстраиваются по одной линии, через3 метра друг от друга. У каждого снегомерная рейка или палка с сантиметровыми делениями. Измеряется глубина снега возле 1 точки стояния и так дальше через каждые 5 метров. Каждый промер записывается в журнал съемки.
Слайд 17ЖУРНАЛ СЪЕМКИ
(пример изготовления карты)
кустарники невысокие сосны
изолинии
Одинаковые замеры соединяются изолиниями. Изолиниями территория разбивается на зоны с одинаковой глубиной снежного покрова.
Полученные зоны раскрашиваются определенным цветом в соответствии со шкалой.
Новые понятия: снегомерная съемка, изолинии.
ВОПРОСЫ:
1.Как проводится снегомерная съемка?
2.Для чего нужна карта высоты снежного покрова?
Слайд 19ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СНЕГА
(к занятию №7)
Плотность снега – очень важный
показатель, характеризующий его газо- и светопроницаемость, тепло- и электропроводность. Она
представляет собой отношение объема воды, полученной из снега, к взятому для этого объёму снега. Плотность – величина относительная , всегда меньше единицы .
Оборудование: весовой снегомер.
Можно изготовить его самим. Для этого надо взять сосуд, металлический полый цилиндр, известного объёма и брать им снежные пробы. Сосуд аккуратно погружается в снег и снизу фиксируется лопаткой. В помещении снег растапливается и определяется объем полученной воды.
Теперь определяем плотность снега : делим объем воды на объем сосуда.
Плотность снега колеблется от 0,01 до 0,7. Г.Д. Рихтер дает следующую классификацию снега по его плотности:
Слайд 20Пешеход без лыж не будет проваливаться при плотности снега 0,32-0,35;
снег с плотностью 0,40 выдерживает лошадь, а нога человека не
оставляет следа. Тяжелые автомашины требуют плотности снега не менее 0,50.
Самый плотный – свежевыпавший снег в Антарктиде: при очень сильном ветре и очень низких температурах он состоит из мельчайших снежинок, «упаковывающихся»в снежный покров очень тесно, не оставляя места воздуху. У нас снег очень рыхлый. Но слежавшись, он уплотняется. За зиму плотность снега возрастает от 0,13-0,15 до 0,19-0,21. В предвесенний период плотность возрастает за счет подтаивания и активизации ветра . Может возрасти до 0,30-0,35.
Слайд 21Сон трава
г.Озерск ,Челябинская область
Слайд 22СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Аспект (фенологический)-преобладающие краски в ландшафте.
Весна - переходный
для территории умеренного пояса сезон.
Геокомплекс - территория, обладающая определенной степенью
однородности всех или некоторых взаимосвязанных и взаимодействующих геокомпонентов.
Геокомпоненты – слагаемые геокомплекса. К ним относятся: геологическое строение и рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир.
День весеннего равноденствия – 21 марта. В этот день Солнце в зените на экваторе; по всей Земле день равен ночи.
День зимнего солнцестояния -22 декабря. В этот день Солнце в зените над южным тропиком.
День летнего солнцестояния – 22 июля. В этот день Солнце в зените над северным тропиком.
Слайд 23День осеннего равноденствия -23 сентября. В этот день Солнце
в зените на экваторе.
Изофены –линии на фенологической карте, соединяющие точки
с одинаковой датой наступления сезонного явления.
Интегральные фенологические методы – получение суммированного отчета от определенного количества учетных единиц.
Интегральный описательный метод – определение процента учетных единиц, перешедших межу в данный день на конкретной территории.
Межа –момент сезонного развития учетной единицы.
Обычный метод фенологических наблюдений – определение даты наступления сезонного явления.
Объекты фенологических наблюдений – конкретные виды растений, животных, элементов неживой природы, а также их комплексов подверженные в течение года циклическим изменениям.
Описательный первичный фенометод – метод, с помощью которого в конкретный день на конкретной территории характеризуется фенологическое состояние объекта.
Слайд 24Плотность снега – отношение объема воды, полученной из снега, к
взятому для этого объему снега.
Сезон – часть года, характеризуемая определенным,
свойственным только ей состоянием живой и неживой природы.
Сезонное явление – момент фенофазы.
Солярное снеготаяние – таяние снега от прямых солнечных лучей.
Ступени сезона – части сезона, различающиеся своими фенологическими особенностями.
Сублимация – испарение снега.
Учетная единица – то, что подсчитывается при наблюдениях.
Фация ландшафтная – низший ландшафтный геокомплекс, характеризуемый полной однородностью всех компонентов.
Феноиндикатор – легко наблюдаемое сезонное явление.
Фенологическая шкала – нормальная последовательность фенофаз и их подразделений для одного объекта.
Слайд 25Фенологические наблюдения – наблюдения за сезонными явлениями и процессами природы.
Фенологическое
картографирование – составление карт различного масштаба и для разных территорий,
показывающих сроки наступления сезонных процессов.
Фенология – система знаний о сезонных явлениях и процессах природы.
Экометрические методы - фенологические методы, с помощью которых территория разделяется на зоны с различным фенологическим состоянием объекта на одну и ту же дату или за одинаковый промежуток времени.
Экометрическая маршрутная съемка – проведение фенологических наблюдений по заранее выбранному маршруту с целью составления крупномасштабной фенологической карты данной местности.
Элементы фенологического наблюдения – любое фенологическое наблюдение можно разделить на 3 составляющих элемента: 1) элемент времени, 2) элемент места, 3) элемент фенологического состояния объекта.
Слайд 26ЗАНЯТИЕ В 5 В КЛАССЕ
Обработка полученных результатов
Слайд 27ЛИТЕРАТУРА
Балбышев И.Н. Времена года. Л., 1971
Батманов В.А. Фенологические наблюдения в
походе. Свердловск, 1961.
Беляева Л.Т. Экскурсии в природу. М.,2005.
Куприянова М.К. ,
Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе. Екатеринбург. БКИ 2000.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.:
Просвещение, 1976
Петров В.В. Весна в жизни леса. М., 1999.
Попов Н.В. Фенологические наблюдения в школе. М., 1985.