Слайд 1
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби
-
Это лишь затиханье Сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море,
Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,
А полюбишь лишь солнце да ветер.
Н. Гумилев
Слайд 3
Задачи урока:
1) знать особенности зоны пустынь;
2) уметь характеризовать природную зону
по плану, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы;
3) решать познавательные
задачи
Слайд 4Какую тему изучали на прошлом уроке?
Что такое природная зона?
В чем
особенность размещения природных зон в Африке?
По какому плану дается характеристика
природных зон?
Слайд 5Природная зона- это крупный природный комплекс,
обладающий общностью температурных условий и
увлажнения,
почв, растительного и животного мира.
Природная
зона
климат
почвы
воды
животные
рельеф
растения
Слайд 6Какому закону подчиняется размещение природных зон?
Слайд 7План описания природной зоны
1.Географическое положение.
2.Климатические условия.
3.Почвы.
4.Растительность.
5.Животный мир.
Слайд 8Задание
обсудить в парах и записать в тетради по 4
слова, с которыми ассоциируется слово «пустыня».
Пустыня – это большое
пространство со скудной растительностью или вовсе без неё (С.И. Ожегов)
Слайд 9
Сахара простирается
с севера на юг на 2 тыс.км.
Площадь
– 7 млн. км².
Слайд 10
Причины образования Сахары
зона тропического климата;
северо-восточные пассаты;
вытянутость территории с запада на
восток;
холодное Канарское течение на западе
Слайд 11Какие пустыни есть на территории Африки?
Названия пустынь на языке
африканцев отражают особенности местности.
Намиб - означает «щит».
Калахари - «страна
жажды».
Сахара - «ас-сахра» - пустынная степь, либо «рыжеватая», «красная».
Ливийская – от названия страны
Слайд 12пустыня Намиб
Атлантический океан
Каковы причины образования пустыни Намиб?
Слайд 13Причины образования пустыни Намиб
зона тропического климата;
юго-восточные пассаты;
холодное Бенгельское течение у
побережья материка
Слайд 14
В Калахари земляные белки превращают свой хвост в
солнечный зонтик.
Слайд 15Многие животные днём прячутся в норах, а на поверхность выбираются
только ночью. Например, песчанки и тушканчики.
Слайд 16
Туманы Намиба снабжают водой уникальное растение – вельвичию. Оно имеет
короткий (10-15 см) и толстый ствол (до 1 м в
диаметре), от которого отходят два листа длиной до 3 метров. Листья вельвичии растут свыше 100 лет и не теряют влагу, а собирают ее пучками тонких волокон.
Слайд 17
Жуки – чернотелки в пустыне Намиб в туманную ночь выставляют
ножки и часть туловища. Влага осаждается на них мельчайшими капельками,
которые, соединяясь, стекают в рот насекомому.
Слайд 18Лисичка- фенек охлаждает тело при помощи радиаторов - больших ушей.
Слайд 19
Под защитой своих панцирей ночуют черепахи. Днём сильно разгоряченные черепахи
смачивают тело и голову обильным потоком слюны.
Слайд 20
У одного намибского геккона на лапах появились перепонки между пальцами,
у другого лапы окружает длинная тонкая бахрома.
Слайд 21
Для борьбы с испарениями листья многих растений видоизменились в колючки,
они же задерживают воздушные потоки. Корни пустынных растений длинные, чтобы
доставать влагу из глубины.
Слайд 22
Берберы и туареги – древние народы Сахары.
Слайд 25
Задание. Выберите географические названия, термины, понятия, которые относятся к африканской
пустыне:
вельвичия, лисица – фенек, туареги, северо – восточные пассаты,
область высокого атмосферного давления, жук – чернотелка, Калахари, барханы, жираф, Виктория, туман, облака, геккон, субэкваториальный, земляная белка, красные ферралитные почвы, бушмены, Бенгельское течение, тропический.
Слайд 26
Проверьте себя:
вельвичия, лисица – фенек, туареги, северо – восточные
пассаты, область высокого атмосферного давления, жук – чернотелка, Калахари, геккон,
барханы, туман, земляная белка, тропический, Бенгельское течение.
Слайд 27Домашнее задание
Прочитать текст параграфа 19.
Варианты: первый на «4» (задания 1+2),
второй на «5» (задания 1+2+3).
1. Знать особенности зоны
пустынь;
2. уметь характеризовать природную зону по плану;
3. составить памятку туристу, отправляющемуся в Сахару.