Слайд 1ТЕМА УРОКА: РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(ТИП УРОКА - КОМБИНИРОВАННЫЙ)
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ О.Л. КРИВОЛАПОВА
Слайд 2Цели и задачи урока:
Образовательная: познакомить с многообразием растений родного края,
основными экогруппами (растения леса, степи, поля, луга);
сформировать представление о
причинах разнообразия растительных сообществ – взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами;
узнать о растениях занесённых в Красную книгу;
выявить значимость растений для хозяйственной деятельности человека;
Развивающая: развивать умения и навыки по изучению природы родного края; умения работать с атласом, картой, учебником;
прививать развитие познавательного интереса к школьному краеведению;
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение и любовь к природе родного края.
Слайд 3Факторы влияющие на растительность
Климат
почвы
рельеф
(тепло и влага)
деятельность
грунтовые воды человека
Слайд 4 Леса
Лесами наша
область небогата. Только на северо-западе области, в Железногорском и Дмитриевском
районах, леса занимают 13 – 14% площади. На остальной же части области лесистость составляет 6 – 7, а в юго-восточных – всего 1 – 2%.
Слайд 5В области отдельными островками распространены дубравы: по крутым берегам речных
долин (нагорные дубравы), в поймах (пойменные дубравы), в оврагах и
балках (байрачные леса).
Слайд 6
Травянистый покров дубрав
одуванчик лекарственный
медуница
примула лесная грибы
ландыш майский
Слайд 7Работа с гербарием:
Найдите среди гербариев, растения дубрав. Покажите и зачитайте
названия.
Слайд 8Сосновые леса
Естественные сосновые леса встречаются лишь на крайнем северо-западе области,
в урочище Обжи.
Но по песчаным террасам Сейма, Свапы и Псла
растут прекрасные сосновые леса, насаженные человеком. Особенно много их в Льговском (Банищанские леса), Кореневском (Краснооктябрьский лес) и Беловском (урочище Песчаное) районах.
Слайд 9Работа с гербарием:
Какие лишайники встречаются в сосновых лесах? (найти и
сказать)
Слайд 10Лесополосы
Лесополосы состоят из различных древесных пород: вяза, тополя, шиповника, жёлтой
акации, лоха серебристого, берёзы.
Слайд 11На поймах, где почва сильно увлажнена, растут леса или кустарниковые
заросли, состоящие из ольхи клейкой и различных видов ив –
ольшаники и ивняки.
В высоких ольховых лесах всегда сыро и душно
Ивняки создают непроходимые заросли по берегам рек
Слайд 12Растительность лугов, озёр, рек, прудов, болот
аир обыкновенный
Слайд 13Задание: пользуясь атласом Курской области стр.19, на контурной карте отметьте
карандашами разных цветов «островки» дубовых, сосновых, ольховых лесов.
Слайд 14Степи.
В зависимости от времени года в степи одни растения сменяются
другими.
Слайд 15Заповедник им. В.В. Алёхина
На двух участках целинной степи располагается Центрально-Чернозёмный
заповедник им. В.В. Алёхина. Первый его участок – Стрелецкая степь
находится в 20 км к югу от Курска, по дороге на Обоянь.
На побережье р. Млодати в Обоянском районе расположен второй участок – Казацкая степь – с примыкающим к ней Казацким лесом.
Слайд 16Задание:
Нанесите на контурную карту степные участки Центрально-Чернозёмного заповедника им. В.В.
Алёхина
Слайд 17Красная книга растений области
В настоящее время на территории области около
200 видов флоры являются редкими, более 60 видов - охраняемыми
Слайд 18Задание:
Пользуясь атласом и учебником на стр. 66 – 68, запишите
в тетрадь по 5 растений, занесённых в Красную книгу области.
Слайд 19Культурная и сорно-полевая растительность
Слайд 20Растения в жизни человека и его хозяйственной деятельности
Слайд 21Закрепление изученного материала
Вопросы:
Какие растительные сообщества встречаются на территории Курской области?
Перечислите
ярусность дубрав.
В каком году был создан Центрально-Чернозёмный заповедник?
Кто
был основателем этого заповедника?
Пользуясь своими записями в тетради назовите растения, занесённые в Красную книгу Курской области.
Каково значение растений?
Слайд 22Домашнее задание
Повторить изученный материал урока в учебнике «География Курской области»
на стр. 57 – 69, ответить устно на вопрос №4,
на стр. 69;
Подготовить по 10 вопросов (загадки) о растениях.