Слайд 1 Традиции и обряды
алтайцев
(урок с презентацией)
Составила: Черепанова Татьяна
Михайловна, учитель географии высшей категории
Слайд 2«Если хотите найти самое красивое
место, ищите
самое древнее».
(Николай Рерих)
Алтай
Слайд 3
Алтай - всё это части обширной
горной системы в центре Азиатского континента.
Длина горной
системы – 2000 км.
Алтай
(от монгольского алтан - золотой ) - горная страна Азии.
«...Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин-великан».
Г. И. Чорос-Гуркин
Алтай самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся в
совсем других местах.
… обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи».
Слайд 6 Подумайте и скажите…
1. Какие народы
проживают в степной части Алтайского края?
2. С какими традициями и
обычаями этих народов вы знакомы?
3. Какие народы проживают на территории Горного Алтая?
4.Что вы знаете о традициях и обрядах алтайских народов?
Слайд 8 План урока
История
переселения народов на Алтай.
Кто такие алтайцы?
Язык алтайцев.
Традиции алтайцев:
юрта - аил;
Национальные
праздники;
национальная одежда;
музыкальные инструменты;
горловое пение;
культ огня;
5. Обряды алтайцев:
шаманизм;
бубен;
обряд камлания (той);
Слайд 10 1.История переселения народов на
Алтай.
Первые сведения о поселенцах
Алтая восходят к глубокой древности. Их история связана с историей
Центральной Азии.
У алтайцев своей грамоты не было. Её появление на Алтае связано с переселением грамотных предков живших в 17-начале 18 века в Джунгарии.
Слайд 11 2.Кто такие алтайцы?
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы
и предгорья географического Алтая. В настоящее время алтайцы делятся на
малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
Слайд 12 3. Язык алтайцев
Принято считать,
что язык народа - это история народа. Алтайский язык зародился
в глубочайшей древности.
Он является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира.
Слайд 13 Как называется жилище алтайцев?
Слайд 14
В чём сходство и различие построек? Объясните причины данного факта.
Аил
Шестиугольная постройка из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма.
Юрта
Круглая постройка из деревянных реек, покрытых шкурами животных с отверстием для дыма.
Слайд 15Национальные праздники
У алтайских язычников самый важный праздник называется тяжыл-дыр -
зелёные листья , это праздник начала лета.
Осенью отмечают праздник
саарыл-дыр - жёлтые листья . Во время этого праздника алтайцы просят хорошей зимы.
Один раз в два года в Горном Алтае проводится национальный праздник народных игр Эл-Ойын . На празднике устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, конкурс национального костюма.
Слайд 16 Национальный костюм
мужской
женский
Слайд 17Элементы костюма
Чегедек – халат;
Каратбирюк – шапка;
Чамча – рубаха
Слайд 18 Музыкальные инструменты
топшур
бубен
комус
Слайд 19 Комус – алтайский варган
На Алтае есть легенда: охотник, идя
однажды по лесу, услышал странные мелодичные звуки. Это медведь забрался
на сухую лиственницу, дергал щепу и играл. Охотнику понравилось, и он сделал музыкальный инструмент, который издавал точно такие же звуки.
Варган разных форм и под разными именами встречается у всех народов мира и по праву считается древнейшим музыкальным инструментом.
алтайский щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами. Способ игры
- бряцание.
Название инструмента происходит от "топ" - удар, бряцать и "хур" - обобщенное название музыкальных инструментов в тюркских языках шорской группы.
имеет форму балалайки, но далеко не звучный, так как струны на нем употребляются из конского волоса, свитого в тоненькую верёвочку... Играют на нём так же, как и на балалайке...
Слайд 21 Горловое пение (кай)
Горловое пение (Гортанное пение
) - уникальный вид искусства, присущий лишь
некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам.
Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.
этнограф Е.К. Яковлев сказал: «Своеобразное впечатление, производимое « пением без слов», не передается словами …и слагается «из целой гаммы хрипов».
Слайд 22 Культ огня
У всех
алтайских родов сохранился культ огня. Огонь домашнего очага олицетворяет божество
От-Ана (Огонь-Мать). Он хранитель родового и семейного счастья. Огонь в очаге стараются поддерживать с самого момента зарождения семьи. Угасание огня считается плохой приметой, ибо он равноправный член семьи.
Люди чтят свой очаг, а когда умирает последний представитель какого-либо сеока (рода) в очаге его юрты гасят огонь в знак того, что жизнь в этом роду угасла.
Слайд 235. Обряды алтайцев:
Шаманство
Людей, обладающих тайными силами и знаниями в Сибири называли шаманами.
Шаман на одном из древних сибирских языков означает "одержимый, неистовый".
Костюм шамана
Одевали во время проведения ритуалов.
Шаманский плащ (кафтан) расшит множеством
всевозможных лент и подвесок.
На голову надевали повязку с лентами и перьями. На повязке вышивали глаза и рот.
Слайд 25 Шаманский бубен
Бубен - самый значимый шаманский инструмент.
Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода
- обечайки, обтянутой кожей.
С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен.
.
Слайд 26Г. Гуркин «Могила шамана»
Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана
была связана с бубном.
У шамана в течении жизни могло
быть не более 9 бубнов.
Когда рвался последний бубен заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть.
Если же шаман умирал раньше, то и бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.
Слайд 27 Камлание
Проводится с целью
упросить божество быть к нему снисходительным, избавить от болезни, падежа
скота, от несчастий, встречающихся на его жизненном пути.
Слайд 28 Последовательность обряда
Мужчины сооружают таилгу (лестница в небо из двух
берёзовых жердей).
К одной жерди привязана лошадь, обречённая на жертву,
к другой – пучок вереска для окуривания.
Снятую шкуру животного продевают до самой головы острым концом жерди и поднимают на таилгу.
Г. Гуркин «Приготовление к тою».
Слайд 29Г. Гуркин «Той».
После чего жертву поджаривают на костре и быстро
съедают.
1.Как назывался деревянный обод бубна шамана
а) колокольчик
б) обечайка
в)
варган
2. Струнный музыкальный инструмент
а) топшур
б) комус
в)бубен
3. Накидка, которую носят замужние женщины поверх шубы.
а) каратбирюк
б) чамча
в) чегедек
4. Известный алтайский художник
а) Н. Рерих
б) Г. Гуркин
в) Л. Гумилёв
5. Перья какой птицы прикрепляются к повязке шамана
а) совы
б) лебедя
в) сокола
Блиц-опрос
Сколько бубнов могло быть у шамана?
Уникальный вид
искусства.
Национальная алтайская изба.
Как назывался обряд, который проводил шаман?
Какой образ жизни вели алтайские народы?
Слайд 32 Самопроверка
Ключ к тесту:
1
– б
2 – а
3 – в
4 – б
5 - б
Слайд 33 Рефлексия
Что узнали
нового?
Чему научились?
О чём хотели бы узнать ещё?
Что вам понравилось на
уроке, а что нет? Почему?
Слайд 34 Домашнее задание (на выбор):
Подготовить сообщение о
других традициях алтайцев и рассказать его на уроке – 5
балла.
Составить туристический маршрут по Горному Алтаю с описанием того, что хотите показать туристам – 10 баллов.
Составить кроссворд из 10 слов по материалу сегодняшнего урока– 3 балла.
Составить ребус – 2 балла.
Нарисовать пейзаж Горного Алтая – 5 балла.
Сделать макет жилища алтайцев – 10 баллов.
Составить компьютерную презентацию «Рекреационные зоны на Алтае» – 15 баллов.
15 б. – «5» 10 б. – «4»
свою работу на уроке:
Посчитайте общее количество баллов, заработанных на уроке
(лист контроля).
Если вы набрали: 18-20 баллов – «5»
14-17 баллов – «4»
7-13 баллов – «3»
Слайд 36 Оцените работу группы на уроке
(по 10 бальной шкале)
Как работала группа на уроке?
Как группа
усвоила материал урока?
Какое настроение группы по окончании урока?
Удовлетворена ли группа уроком?
Слайд 37Г. Гуркин «Озеро горных духов»
«Любимое место горных духов, куда редко
может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию
алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озёра…»
Спасибо за урок!