Слайд 1«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ»
Учитель географии Готовщик М.В.
Слайд 2В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты
2-го поколения (ФГОС -2)
возрастает ответственность учителя за организацию учебной
деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала.
Усвоение ребенком способов практической и интеллектуальной деятельности признается ведущей целью школьного образования, а развивающий эффект учебного процесса по новым стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.
Слайд 3«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов
ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека,
и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Шаталов.
Слайд 4«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом
виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить
думать самостоятельно». Дистерверг
«Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности » Гербарт
«Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» Дистерверг
Слайд 5Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как
бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса
познания нет.
Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот,
у кого дети учатся.
Слайд 6«Пирамида обучения»
Уровень абстракции
Высокий
Низкий
Люди запоминают
В результате люди способны
10% прочитанного
20% услышанного
30% увиденного
50%
услышанного и увиденного
70% сказанного и написанного
90% сделанного и сказанного
ими
по поводу их действий
анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать
демонстрировать, применять,
выполнять
определять, перечислять, описывать, пояснять
Слайд 7«Конус опыта»
5%
10%
20%
30%
50%
75%
90%
Слайд 8Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных
самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к.ученик приобретает
знания только в процессе самостоятельной деятельности.
Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.
Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.
Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.
Слайд 9Функции самостоятельной работы
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение
культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше
запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Слайд 10Самостоятельная работа важнейшая и неотъемлемая частью любого урока, позволяет исключить
праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый
материал.
К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Слайд 11Под самостоятельн ой учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся,
направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого
время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний . Розенштейн
Слайд 12Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Наличие конкретной цели
и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Наличие конкретного задания
3.Четкая
форма выражения результата, критерии оценки
4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Слайд 13предусматривать ее место в структуре урока;
оптимальный объем в зависимости
от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения,
которые могут возникнуть при выполнении работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
Слайд 14
виды самостоятельной работы по дидактической цели
1) приобретение новых знаний, овладение
умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения
применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Слайд 15
В зависимости от целей самостоятельные работы :
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
Слайд 16задания для самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу самостоятельной работы
учащихся:
наблюдение;
упражнение;
работа с текстом учебника
2.По звеньям учебного
процесса
задание на восприятие
задание на систематизацию
задание на закрепление учебного материала
задание на повторение учебного материала
3.По характеру познавательной деятельности обучаемого
репродуктивные задание
творческие (продуктивные)
4.По характеру руководства
подробные инструкции
менее подробные инструкции.
Слайд 17Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование,
пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
Доклады и рефераты, проектные работы (презентации)
Ответы на вопросы по видеофильму
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Слайд 18
Работа с книгой
Для развития умения работы с книгой
важно систематически
работать
с учебником на уроках.
При объяснении учебного материала книгу
не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая,
поэтому необходимо детям
1.внимательно читать вместе с учителем определения
2.выделять главные мысли параграфа
3.работать с рисунками, схемами, таблицами
Задание может быть направлено на
1.подготовку по учебнику ответов на вопросы
2.составление плана параграфа или его части
3.нахождение основных терминов, выделенных курсивом
4.составление схем и таблиц на основе текста учебника.
Слайд 20Какова соленость Балтийского и Красного моря и почему?
(назовите не менее
5 ответов)
Слайд 21Река – это ………?
Течение реки
?
?
?
?
?
Речная система – ?
Что такое
река?
Слайд 22Какие бывают реки?
Их типы,
их характерные черты
Слайд 23Классификация гор по высоте
(заполните таблицу, пользуясь атласом)
Слайд 25Испарение с поверхности
Мирового океана
Мировой круговорот воды
Перенос воды на сушу воздушными
потоками
Конденсация водяного пара
И выпадение осадков
Просачивание вглубь Земли и сток с
суши в океан
Испарение с поверхности
Мирового океана
Задание:
Распределите
происходящие процессы
в правильном
порядке
Слайд 26Расставьте цифры соответствующим на рисунке процессам
Мирового круговорота воды
испарение –
выпадение осадков –
подземные воды –
перенос влаги –
сток с суши -
Слайд 27Впиши недостающий текст.
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием
………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое ………
4. У холодного
течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. назови течения из карты (по три примера)
теплые
холодные
Слайд 28Закрепление полученного материала
Слайд 29Послушайте сказку и ответьте на вопрос –
в каких агрегатных
состояниях бывает вода?
У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья,
только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели.
Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло.
А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают.
А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы.
Так по сей день и спорят 3 родных брата : Синий лед, Густой туман, Частый дождь.
Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете.
Слайд 31Анализ половозрастного состава осуществляется по половозрастной пирамиде.
Германии
Индии
Слайд 32Приведите примеры стран по каждому показателю
Слайд 34Пользуясь интернет- ресурсами,
письменно ответьте на вопросы:
1. Какие моря омывают
Антарктиду и почему они так названы?
2. Какой пролив отделяет Антарктиду
от ближайшего материка?
Почему он так назван?
3. Что вы знаете о Земле Грейама?
4. Как называются горы в Антарктиде, протягивающиеся с запада на восток?
5. Как называется климат в Антарктиде?
6. В чем особенность оазиса Ширмахера?
7. Самый большой ледник в Антарктиде?
Слайд 35Ожидаемые результаты:
1. Успешное обучение большинства обучающихся.
2. Выполнение каждым обучающимся установленного
стандарта.
3. Положительное отношение к предмету.
4.Умение организовать себя на выполнение поставленной
задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
5.Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.
Если создать условия, помогающие раскрыться потенциальным возможностям обучающихся, исключить методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала, и сделает изучаемый предмет интересным.
Слайд 36Практический опыт учителей показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при
правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных
знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. при систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно.
Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Слайд 37Схема ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
( По
Шамовой Т.И.)
· Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на
уроке средством включения каждого ученика в деятельность
+ реализовано полностью
реализовано частично
- не реализовано.
Слайд 39Список используемых источников:
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика,
1982. - с.251-300.
2.Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и
методики. - М.: Педагогика, 1981.
3.Временные требования к обязательному минимуму содержания образовательной области “Технологии” (Технология, трудовое обучение, черчение). - М.: Дрофа, 2001.
4.Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области “Технология”. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. - с.13-20.
5.Данюшенков B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. - М.: Прометей, 1995. - с.86-130.
6.Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.
7.Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.
8.Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.
9.Маслоу Абраахам. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Балла Г. А. и др. - М.: Смысл, 1999. – с.276.
10.Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.
11.Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. - М.: Внешторгиздат, 1992. - с.21-30.
12.Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” -Тал., 1976.
13.Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
Интернет ресурсы
14. http://www.ref.by/refs/62/13615/1.html
15. http://xreferat.ru/71/5690-1-samostoyatel-naya-rabota-uchashihsya-na-uroke.html
16. http://www.coolreferat.com/
17.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/blog/samostoyatelnaya-rabota-uchashchikhsya-na-urokakh-biologii
18. http://referatwork.ru/refs/source/ref-4526.html
19. http://referat.resurs.kz/ref/samostoyatelnaya-rabota-uchaschihsya-na-uroke/3/