Слайд 1На примере изучения темы «Литосфера. Рельеф»
МОУ «Луго-Пролейская СОШ»
Учитель географии
Никифорова Светлана
Викторовна
2010 г.
Развитие творчества
учащихся
на уроках географии
Слайд 2Актуальность
В современном мире молодому человеку выходя из школы
нужно быть самостоятельным для достижения намеченных целей. Проект актуален тем,
что направлен на создание условий для развития познавательной активности учащегося, его самостоятельности, через использование активных форм обучения.
Слайд 3Цели проекта
Стимулировать развитие творческого потенциала учащихся через развитие
исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Слайд 4 Задачи:
Создать условия для развития познавательной активности через использование
активных форм обучения – проблемной и практико-поисковой.
Способствовать раскрытию и реализации
творческого потенциала каждого ученика.
Проводить мониторинг усвоения
знаний, умений и коммуникативных
возможностей учащихся
Слайд 5 Проблема
Основной проблемой образования является недостаточная практическая направленность.
Мой проект направлен на реализацию с помощью таких методов обучения,
как практико-поисковый и проблемный.
Слайд 6В своей практике использую
МОДЕЛИРУЮЩУЮ ТЕХНОЛОГИЮ
ВНИМАНИЕ: Отобрать или создать
задания на отработку разных видов внимания.
ПАМЯТЬ: Использовать формы работы, опирающиеся
на разные виды памяти, особенно эмоциональную и наглядно-образную.
МОДАЛЬНОСТЬ: Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации и т.д.).
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ ПОЛУШАРИЙ: Дифференцировать.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: проговаривание алгоритмов, хода работы; обучать составлению и озвучиванию законченных ответов; обучать готовить и озвучивать мини-доклады по темам; организовывать работу в парах, группах – уяснение нового материала, объяснение друг другу и т.д.; организовывать дидактические игры.
Слайд 7
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: В начале темы открывать цели как результат, постепенно передавая
эту функцию ученикам; предъявлять план и результаты урока, обсуждая их;
обучать приёмам самооценки.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ: Активизировать и разнообразить работу с текстом; давать дифференцированные задания на преобразование информации; учить анализировать видео- и аудиоинформацию; давать задания на поиск информации в Интернете.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ: Включить в целеполагание учителя цели на формирование конкретных общеучебных навыков на материале конкретной темы.
УРОВЕНЬ И ВЕКТОР МОТИВАЦИИ: Мотивировать учащихся не только на результат (знания, оценку, возможности), но и на деятельность, учитывая возраст и вектор интересов; открывать для учеников развивающий смысл заданий, мотивируя их на саморазвитие.
Слайд 8Цели и задачи реализую через:
I. Приёмы развития логического
мышления
II. Исследовательская деятельность при выполнении практических работ
III. Проектная
деятельность учащихся
Слайд 9I. Приёмы развития логического мышления
«Творческая задача».
Решение творческих задач происходит в условиях недостатка информации для поиска однозначного ответа. Обычно интересным представляется любое решение, в том числе и неправильное. Важен не результат, а поиск. Поэтому учитель оценивает не правильность решения, а способы его аргументации.
«Лестница» : Особенностью научного мышления является то, что оно осуществляется через систему понятий, под которыми подразумеваются логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и явлениях и позволяющие отличать данные предметы и явления от смежных с ними. Например, задание: Выстройте данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф. Ответ: обрыв – вершина – хребет – горная страна – рельеф – литосфера.
Перед началом объяснения объявляю, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок (говорю конкретно, сколько будет ошибок). Они будут очевидны, и для того, чтобы их обнаружить, не потребуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен поднять руку. При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем.
«Крокодил». Этот приём лучше всего использовать на внеурочных мероприятиях. Суть игры в следующем: надо объяснить какой-либо термин без слов, жестами, а остальные должны этот термин угадать. Использование этого приёма эмоционально окрашивает и снимает напряжение, развивает творческие способности
Слайд 11«Провокационный вопрос»:
Данный приём приучает ученика осознанно воспринимать речь учителя. Можно, например, попросить ученика показать на карте России Гималаи. Здесь нужно, чтобы учитель задавал вопрос в своей обычной манере. К развитию внимания можно отнести приёмы «Штурман», «Географический лабиринт» и другие.
«Парадокс»: Перед началом объяснения новой темы привожу некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение
Слайд 12
«Модель рельефа»
Одним из важнейших начал любого творчества является воображение. Для географии
воображение имеет особое значение, так как многое из того, что изучается в курсе географии, ребёнок никогда не видел. Данный приём помогает перевести картографическое изображение в зрительные образы. Для его реализации понадобятся куски толстого картона с нанесёнными на них контурами поверхности и пластилин. Каждый ученик получает пластинку с контуром материка и 2 кусочка пластилина разного цвета. Ему необходимо заполнить пластилином контур материка, а затем, глядя на карту, вылепить рельеф. Этот приём я использую при проведении уроков-игр, но там уже даётся задание вылепить рельеф без помощи карты, по памяти. Данный приём способствует тому, что через некоторое время ученики начинают легко переводить цветовой фон карты в зрительные образы.
Слайд 13Сравнительный анализ аэрокосмическох снимков с картами:
Искажения на картах
Использование карты и
снимка.
Приёмы работы с картой:
Чтение
Сопоставление
Определение расстояний, координат, высот и т.д.
Слайд 14«Географический диктант по контурной карте»:
Учитель зачитывает список географических объектов под
номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной
карты. Второй тип диктанта – диктант по терминологии. В этом случае тетради записываются термины, а к ним под диктовку учителя ученики подставляют номера определений.
Слайд 15«Восхождение на гору»
На двух склонах гор обозначены
остановки. Два ученика
(или
команды) получают карточки с
вопросами. Если ответы верные,
ученик
продвигает свой
«транспорт» к вершине.
«Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдёт на карте.
В путь!
Счастливого вам старта!»
Слайд 17II. Исследовательская деятельность при выполнении практических работ:
Проблемное обучение.
Обучение приёмам чтения
физических карт.
Слайд 20Выводы о причинах разнообразия рельефа суши
Слайд 21 Прежде чем переходить к выполнению практических работ с
физической картой, необходимо научить учащихся вычерчивать гипсометрические профили. Они дают
точное представление о рельефе, помогают понять её и активно использовать.
Обучение приёмам чтения физических карт.
Слайд 23Построение гипсометрических профилей
для сопоставления высоты гор
Такие проекции можно вычерчивать не
только в тетради, но и используя компьютерные программы.
Слайд 24Использование карты своей местности для построения геологического и геоморфологического разрезов
Особенно
точным будет профиль при его построении на основе топографической карты.
Гипсометрический профиль является исходным моментом для построения геологического и геоморфологического разрезов. Используя карту своей местности и исследуя её, учащийся связывает свой опыт и своё видение местности с практической деятельностью по карте. Кроме этого, такие задания имеются в материалах ЕГЭ.
Слайд 25Построение гипсометрического профиля своей местности
Учащиеся легко овладевают методикой
их построения и вычерчивают за 10 – 15 минут.
Топографическа
карта берега Волги у Луговой Пролейки
Слайд 26Рисование плана местности
Выполняя практическую работу на местности, учащиеся
овладевают умениями и закрепляют теоретические знания о горизонталях, послойной окраске
и других понятиях для работы с картой.
Слайд 27План оврага
.
Результатом практической работы на местности по
замерам относительных высот точек и расстояний является самостоятельное описание учащимися
и составление ими схемы оврага.
Работа ученика 8 класса Вахрушева Саши
Слайд 28III. Проектная деятельность учащихся
Слайд 29Буклеты к презентации проекта «Движение литосферных плит, землетрясения, вулканизм» ученицы
6 класса Михайличенко Марины.
Слайд 31Схема землетрясения, составленная ученицей 6
класса Михайличенко Мариной
Слайд 32Презентации учащихся на уроках географии
Компьютерные презентации
Стендовые презентации
Слайд 33Для мониторинга на проверку знаний использую разнообразные тесты, диктанты, командные
игры, контурную карту.
Для мониторинга коммуникативных свойств использую таблицы, тесты и
др.
Слайд 34Ожидаемые результаты работы:
овладение навыками составления и озвучивания законченных ответов; умение
готовить и озвучивать мини-доклады по темам; умение работать в группах
– уяснение нового материала, объяснение друг другу и т.д.; отстаивать свою позицию через использование игры; развивать самостоятельность и творческий потенциал через проектную деятельность.