Слайд 1Северо-Западная Россия.
Подготовила учитель географии средней общеобразовательной школы № 25 пос.
Энем
Тахтамукайского района, Республики Адыгея
Пшипий Светлана Кимовна
Слайд 2
Северо-Западный район.
Тема урока:
географическое положение и природа.
Слайд 4Цели урока:
1) называть и показывать состав и границы территории, основные
природные объекты;
2) называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП района;
3)
изучить специализацию Северо-Западного района;
4) дать представление о проблемах Северо-Западного района.
Слайд 5Оборудование:
1.Физическая и политико-административная карты России.
2.Интерактивная доска.
3.Иллюстрации достопримечательностей района.
4.Атласы и контурные
карты.
Слайд 6План урока:
1) Организационный момент (2 мин);
2) Проверка домашнего задания (5
мин). Проверить выполнение домашнего задания (устно заслушать ответы на выбранные
вопросы к §26;
3) Изучение нового материала
План изучения:
а) состав и ЭПГ района. Изменение ЭПГ во времени;
б) специализация Северо-Запада;
в) Санкт-Петербург, его особая роль.
г) Псков и Новгород –древние русские города;
д) Проблемы Северо-Западного района.
4) Закрепление материала. Выполнение практической работы.
Слайд 7Девиз нашего урока:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по родной
земле горящими ступнями,
Всё воспринять - и снова воплотить.
Слайд 8Определим состав Северо-Западного района
Слайд 9
Определим ЭГП Северо-Западного
района:
1) Район имеет приморское положение;
2) Через систему каналов
имеет выход в Волгу и в Белое море;
3) Соседи района – Северный и Центральный района;
4) Имеет приграничное положение;
5) По территории района проходят железные и автомобильные дороги.
Слайд 10Специализация района
Работа с картой
1. На рисунке 22 подпишите государства и
экономические районы, с которыми граничит Северо-Западный экономический район. Укажите центры
субъектов федерации в составе Северо-Западного района.
2. На рисунке 22 условными знаками обозначьте факторы, определяющие выгодность ЭГП Северо-Западного экономического района.
3. При помощи условных знаков покажите на рисунке 22 природные, экономические, культурные или исторические объекты, определяющие «лицо» Северо-Западного района. (Используйте текст учебника, атлас и таблицу 7 приложений.)
Слайд 11Закрепление материала
1. Укажите ресурсы Северо-Западного экономического
района. Допишите ресурсы, которые не
указаны в списке:
агроклиматические, нефть и газ, железные руды,
пушнина, квалифицированные рабочие
кадры, ин
формационные сети, горно-химическое сырье, денеж
ные средства, водные, рекреационные, лесные,
2. Пользуясь таблицей 2 приложений, отобразите на столбчатой диаграмме отрасли промышленной специализации Северо-Западного экономического района. (На диаграмме 0,5 см — 10%.)
3.Какие основные проблемы приходится решать району?
Слайд 12Итог урока
Учащиеся делают и записывают вывод: Наименьший по площади Северо-Западный
район занимает ключевое положение на выходе к Балтийскому морю и
в Западную Европу. Это «озерный край», где люди долго пользовались ресурсами озер и рек, однако сейчас уже сама природа нуждается в заботе и защите. Старые города - историческая память и национальное богатство России.
Слайд 13Домашнее задание:§
§27, 28
Подготовить презентации к следующему уроку по теме:
«Санкт-Петербург».