Слайд 1Традиционные
ремесла Урала
Разработала: учитель МХК Габдрахманова Ж. М.
МАОУ СОШ № 1
г.Верхняя Пышма
Слайд 2Домовая роспись
Внешний вид старой уральской избы неказист. Глубоко нахлобученная двускатная
крыша, прикрывающая козырьком фасад, придает дому настороженный, угрюмый вид. Но
вот входишь в избу... По охристо-красному потолку плывет венок, сплетенный из голубовато-белых цветов и темных травок. В простенках между окнами — цветущие кусты. И на входной двери, и на голбце — стенке, закрывающей печь, — такие же росписи.
Присмотревшись внимательнее,
ощущаешь их единый ансамбль,
понимаешь и нехитрую их симво-
лику. Цветущий куст — символ
возрождения природы, символ
жизни; коричневая совушка,
примостившаяся над дверным
наличником, — охранитель жилья.
Слайд 3Художники по домовой росписи назывались малярами или красильщиками. Они путешествовали
по деревням и предлагали свои услуги по росписи домов.
Особый способ
росписи называли «разживка» или «разбел». Рисовали масляными красками.
На заранее подготовленный и высушенный фон — белый, голубой или оранжевый — маляр наносил пальцем несколько пятнышек-подмалевок. Брал на тонкую плоскую кисть, беличью или барсучью, сразу две краски, а кончик кисти макал в белила. Одним движением, чуть вращая кисть по подмалевку, рисовал лепесток цветка, ягодку или листик. Получался нежный мягкий переход от белого к темному, создавалось впечатление объемности, упругости мазка.
Если фон был белым, разживку делали
темными тонами — синим или
коричневым. Завершали роспись
«приписки» — черные или цветные
травки. Некоторые мастера в свои
мотивы цветочных композиций
вводили птиц, животных или сцены
народной жизни.
Слайд 7Лакирование и роспись по металлу
Нижний Тагил славился своими мастерами…. Складывались
целые династии. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых...
Но
первым мастером считался Андрей Степанович Худояров.
Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается".
Свое умение Андрей Худояров передал сыновьям Вавиле и Федору.
Слайд 8Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова — Павел, Исаак
и Степан, талантливые живописцы.
И.Ф. Худояров. Гуляние на Лисьей горе.
1830-1840-е гг.
Слайд 9Павлу принадлежит картина «Листобойный цех»
Слайд 10Степан же стал профессиональным художником, учеником Карла Брюллова; Исаак ввел
в подносное дело особую яркую живописную манеру росписи — он
был еще и садоводом.
Слайд 11Формы подносов
Формы подносов вторили декоративным панно в дворянских особняках: овальные,
круглые, гитаровидные, раковиновидные...
Слайд 12Мозаичное искусство
Уральские художники создали «русскую» мозаику, обогатив мозаичное древнее искусство».
Это изобретение сделало создание декоративных монументальных произведений из лазурита, малахита,
яшмы экономичным и, позволив ему более широко развиться. Впервые её применили в архитектуре,
при облицовке
колонн
кушкульдинской
красно-зелёной
яшмой.
Слайд 14Художественная обработка мрамора
Урал стал родиной обработки мрамора, она была подчинена
потребностям архитектуры и монументально-декоративных произведений. Эти особенности мраморного уральского производства
были отличительной чертой от иных районов российского камнерезного искусства. А. Е. Ферсман, академик отмечал, что на гранильной Петергофской фабрике в XVIII в. полировали мрамор меньше всего.
Важно заметить, что мастера
уральские первыми попытались
использовать для создания
скульптуры, в частности портрета
уральский мрамор.
Слайд 16Станция метро в Екатеринбурге «Проспект космонавтов»
Слайд 17Художественная обработка металлов
В условиях технически развитой металлургии Урала искусство обработки
металла поднялось на новую ступень развития. Украшенная орнаментом, медная посуда,
развитие уральской бронзы, камерное и монументально-декоративное чугунное литьё, гравюры на стали — это дальнейшее развитие русских традиций.
Слайд 20Уральское чугунное художественное литьё влилось в архитектуру России, и была
насыщена патриотическими высокими идеями. Оно, подчёркивало красоты зданий, придавало ему
неповторимую торжественную величественность. Решётки, мосты, отлитые уральцами, вошли уверенно в архитектурные ансамбли повседневной шумной жизни городов.
Каслинское литье. Екатеринбург
Слайд 22Художественные обработки камня на Урале обогатили русское искусство великолепными камнерезными
произведениями, классическими по форме. Мастера имели глубокое художественное чутьё, они
умели проникать в сущность изделия. Богатая фантазия их при выборе природных узоров, при создании новых рисунков из лазурита или малахита поистине неистощима. В изделиях этих отражены чувства человека, переживания его и впечатления, они им придают человеческую теплоту и непосредственность. Эти произведения Урала отражают жизнеутверждающее, оптимистическое содержание.
Изделия уральских камнерезов
Слайд 24Бурачный промысел
Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой
коры. Другое название бурака – туес. Туеса в прошлом изготавливались
и применялись в крестьянском хозяйстве на всей территории Русского Севера, в Поволжье, на Урале, Сибири. Туеса применяли для самых разных нужд: хранения продуктов, мочения ягод, соления грибов, огурцов, рыбы. Размеры туесов были различны – самыми маленькими пользовались рыбаки, хранили в них наживку, в самых больших мог спрятаться человек. Бурачный промысел возник в Нижней Салде (Свердловская область) из потребности населения в посуде.
В 1760 году Никитой Акинфиевичем Демидовым был основан
Нижнесалдинский завод.
Населенные пункты как правило
формировались вокруг горных
или металлургических заводов.
Параллельно с промышленным
развитием горного и металлургичес-
кого дела формировался и особый,
специфический набор
сопутствующих ремесел и
промыслов.
Слайд 25Изготовление бурака
Сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять
сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно
снять поочередно несколько сколотней, с коротких — один или два.
Прямой ствол с гладкой корой распиливают на отдельные куски длиной 40-50 см. Затем просовывают под слой бересты сочалку и осторожно продвигают ее вокруг ствола, легкими ударами выколачивают ствол из сколотил.
Можно не распиливать ствол, а сделать на нем кольцевые (горизонтальные) разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. Сначала снимают самый маленький сколотень, в конце - самый большой, вставляя их один в другой, как матрешки. Так и хранят сколотни в сухом прохладном месте.
Ленту шириной 3-4 см сдирают со ствола спирально, постепенно отделяя от него тупой стороной ножа.
Для заготовки пластовой бересты на стволе на расстоянии 30-35 см друг от друга делают два горизонтальных надреза и соединяют их одним горизонтальным. Заготовленные пласты укладывают стопкой между двумя досками и придавливают грузом. Перед плетением пласт бересты разрезают на полоски необходимой ширины, очищают их от грязи и мха, разделяют послойно до нужной толщины. Сложные элементы орнамента вырезают резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником — стержнем с насечкой на торце.
Слайд 27На международных выставках чугунное литьё, камнерезные изделия, художественное оружие Урала
отмечались неизменно наградами, они приобретали мировое значение и признание.
Художественные
изделия Урала разошлись по всему миру: можно их встретить как в Европе, так и в далёкой Австралии.
Слайд 28Источники
http://www.perunica.ru/chistiy_ist/5096-tropinka-k-domu.html
https://sites.google.com/site/setevojproekt2/issledovania-ekipazej/izgotovlenie-izdelij-iz-beresty
http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at36180
http://ekb.tour52.ru/online/vidy-otdyha/narodnye_promysly_sverdlovskoy_oblasti.html
http://nauchforum.ru/ru/node/2324
http://nmekb.ru/programms/item102466/