Слайд 1Учитель географии
МБОУ СОШ №2
п. Гигант
Сальского района
Ростовской области
Раменская
Татьяна
Иосифовна
Транспорт
Ростовской области
Слайд 2Должны знать: отраслевую структуру транспортного комплекса области, особенности его территориальной
организации, природные условия для развития транспорта, перспективы развития.
Должны уметь:
устанавливать географические взаимосвязи.
Слайд 3Содержание
Повторение
Характеристика транспорта
Это интересно!
Тест
Практическая работа №14
Слайд 51. В чём заключается основная особенность транспорта?
Основной особенностью транспорта является
то, что он сам не производит продукцию, а только участвует
в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, материалами и доставляя готовую продукцию потребителю.
Слайд 62. Какова роль транспорта в экономике страны?
Транспорт создаёт условия для
формирования местного и общегосударственного рынка, для связи России с внешним
миром.
Слайд 73. Каков отраслевой состав транспорта?
Все виды транспорта делят на две
группы: универсальные и специализированные.
Универсальные
Специализированные
автомобильный
воздушный
морской
внутренний водный
железнодорожный
трубопроводный
электронный
Слайд 84. Что является особенностью железнодорожного транспорта?
Особенностью железнодорожного транспорта является его
надёжность и регулярность (он практически не зависит от времени года,
суток и погодных условий).
Слайд 95. Что является особенностью автомобильного транспорта?
Особенностью автомобильного транспорта является его
манёвренность, возможность доставлять грузы непосредственно потребителю, без промежуточных перегрузок.
Слайд 106. Что является особенностью авиационного транспорта?
Особенностью авиационного транспорта является то,
что он перевозит срочные грузы, скоропортящиеся продукты.
Слайд 117. Что является особенностью морского транспорта?
Особенностью морского транспорта является то,
что он обслуживает в основном внешнюю торговлю.
Слайд 128. Какие экологические проблемы возникают при эксплуатации транспорта?
При эксплуатации транспорта
возникают такие экологические проблемы, как:
загрязнение воздушного бассейна;
загрязнение вод;
загрязнение почв;
разрушение природных ландшафтов.
Слайд 13
ЭГП Ростовской области способствовало развитию её транспорта, который отличается сложностью
отраслевой структуры. Общий грузооборот транспорта области в целом снизился -
в 5,9 раз (с 1991 по 2001 гг.), особенное сильное сокращение было характерно для авиационного транспорта (в 10,5 раз). Сейчас ситуация несколько стабилизировалась.
Слайд 14Железнодорожный транспорт - недорогой, служит для перевозки грузов и пассажиров
на значительные расстояния. По территории региона проходит ряд крупных железнодорожных
магистралей, связывающих северные и центральные районы страны с Северным Кавказом (85 % грузооборота области).
Слайд 15Северо-Кавказская железная дорога была основана в 1863 г. протяженностью всего
66 верст (между ст. Аксай и Грушевская). Железная дорога Ростов-на-Дону
- Москва была построена в 1871 г. В настоящее время длина главных путей Северо-Кавказской железной дороги - более 8,5 тыс. км., включает три основных пассажирских направления: Чертково - Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону - Минеральные Воды, Батайск - Краснодар - Адлер.
Слайд 16Сейчас длина железных дорог Ростовской области - 1865 км, несколько
уменьшился показатель плотности железных дорог до 185 км / 10.000
км2. Железнодорожный узел г. Ростов-на-Дону является составной частью самого мощного узла железных дорог на юге России, он входит в число 5 крупнейших узлов России. За последние годы отмечается улучшение графика движения поездов, что повысило качество железнодорожных перевозок.
Слайд 17Большое значение в области имеет автомобильный транспорт (около 3 %
грузооборота, 65 % - пассажирооборота), количество которого в последние годы
значительно возросло, что привело к ухудшению экологической ситуации в больших городах, т.к. более 70 % общего объема выбросов в атмосферу составляют выбросы автотранспорта.
Слайд 18Основная часть грузов перевозится на короткие расстояния, автомобиль имеет возможность
попасть в любой населенный пункт области.
Слайд 19Перевозка грузов и пассажиров транспортом Ростовской области
(Хрусталев, Смагина, Меринов,
Кизицкий, Кутилин, Житников, 2002, с изменениями)
Слайд 20Грузооборот автомобильного транспорта за последние годы несколько сократился, 95 %
грузов - грузы внутригородского и пригородного сообщения.
Протяженность дорог с твердым
покрытием в Ростовской области составляет около 110 км на 1000 км2 территории. Самой густой сетью дорог выделяются юго-западные районы области.
Слайд 21Грузооборот внутреннего водного (речного) транспорта составляет 6,0 %, пассажирооборот -
лишь 0,01 %. Протяженность эксплуатируемых водных путей Дона с притоками
составляет 1053 км. Исторически именно на пересечении крупных водных и железнодорожных магистралей были образованы транспортные узлы. В настоящее время значение речных магистралей несколько снизилось.
Слайд 22Основной объем перевозок грузов в области осуществляется речными (Ростовский, Волгодонский,
Усть-Донецкий), а также морскими портами (Таганрогский, Азовский).
Слайд 23Авиационный транспорт в области развивается с 1925 г., когда была
проложена воздушная трасса между Ростовом-на-Дону и Харьковом. В настоящее время
он специализируется на перевозке пассажиров либо дорогих или скоропортящихся грузов.
Слайд 24Трубопроводный транспорт функционирует с 50-х гг. XX в., и в
основном является транзитным. Этот вид транспорта - дешевый, и служит
для передачи природного газа, нефти, нефтепродуктов от мест добычи к потребителю. Главные газопроводы -Ставрополь-Москва, Краснодарский край-Санкт-Петебург, Саратов-Лисичанск, Волгодонск-Лисичанск, Ростов-на-Дону-Таганрог-Украина и ряд других. Нефтепроводы: Самара-Лисичанск, Самара-Волгоград-Тихорецк, Грозный-Тихорецк-Ростов-на-Дону-Лисичанск.
Слайд 25Транспортная деятельность в пределах г. Ростова-на-Дону имеет повсеместный характер с
максимальной линией концентрации на основных магистралях. Исключения составляют железнодорожные магистрали,
проходящие по склонам долин pp. Дон, Темерник и Кизитеринка, ряда ручьев. Они соединяют центральную часть города с его периферийными районами. В пределах областного центра были образованы узлы транспортных потоков, которые приводят к значительным изменениям природной среды, особенно вдоль трасс.
Слайд 26По мощности автопотоков ведущее место занимают центральные магистрали, пересекающие Ростов-на-Дону.
Это улицы: Красноармейская, Вавилова, Текучева, Нансена; проспекты: Ворошиловский, Буденновский, Стачки,
Ленина, Шолохова.
Слайд 28За тридцать лет после отмены крепостного права (1861 год) в
Области Войска Донского было построено 1139 вёрст железных дорог. Юго-восточная
железная дорога соединила область с промышленным Центром России, Екатерининская - с Донбассом, Владикавказская - с Северным Кавказом. Их сооружение обусловило появление в области металлургических заводов, быстрый рост угольной промышленности, превратило Ростов - крупный железнодорожный узел в важнейший центр экспортной международной и оптовой внутренней торговли.
Ростов-на-Дону. Железнодорожный мост
Слайд 29Ростов и его ближайший сосед Нахичевань играли выдающуюся роль на
внутреннем рынке империи в XIX веке. Сюда стекались товары из
разных районов страны и из-за рубежа.
Ростов-на-Дону. Пристань. Вторая половина XIX века
Слайд 30В 1863 году станичники Новочеркасска в связи с проведением ветки
железной дороги (Аксайско-Грушевской) постановили: срыть вновь построенную железную дорогу и
удалить ее от города, так как она стесняет город, мешает проезду к реке Аксай, затрудняет выгон скота на пастбища. Ходатайство, естественно, было оставлено без внимания властями предержащими.
Слайд 31В 1890-х реконструировали городскую набережную и замостили спуски к ней.
В акватории ростовского торгового порта в 1898 году заработала первая
в России радиостанция гражданского назначения, устроенная А.С.Поповым по заказу Гирлового комитета.
Ростов-на-Дону. Набережная. Пароходы.
Слайд 33
1. Общий грузооборот транспорта области за последние 10 лет в
целом:
а) снизился;
б)
увеличился;
в) не изменился.
2. На железнодорожный транспорт приходится от общего грузооборота области:
а) 55%;
б) 70%;
в) 85%.
3. 65% пассажирооборота области приходится на транспорт:
а) автомобильный;
б) железнодорожный;
в) авиационный.
Слайд 34
4. 95% грузов, перевозимых автомобильным транспортом области приходится на перевозки:
а) внутригородские;
б) междугородние;
в) международные.
5. Наименьший показатель пассажирооборота в Ростовской области характерен для транспорта:
а) железнодорожного;
б) внутреннего водного;
в) авиационного.
6. Наименьший показатель грузооборота в Ростовской области характерен для транспорта:
а) автомобильного;
б) внутреннего водного;
в) авиационного.
Слайд 35
7. Самая густая сеть дорог на территории Ростовской области характерна
для районов:
а) северо-восточных;
б) северо-западных;
в) юго-восточных;
г) юго-западных.
8. Авиационный транспорт развивается на территории Ростовской области с … годов XX века:
а) 20-х;
б) 40-х;
в) 60-х.
9. Первая железнодорожная ветка была построена на территории Ростовской области:
а) в середине XIX века;
б) на рубеже XIX и XX веков;
в) в начале XX века.
Слайд 36Практическая работа №14
Транспорт
Слайд 371. Отметьте на контурной карте зелёным цветом ту часть Большого
водного кольца Европы, которая проходит по территории Ростовской области.
Схема Большого
водного кольца Европы
Слайд 38
2. Синей линией отметьте на карте судоходные участки рек (не
забудьте подписать их названия) и отметьте крупнейшие порты области. Подчеркните
красной линией порты, имеющие статус международных.
Слайд 39
3. Нанесите на карту основные транспортные магистрали, проходящие через Ростовскую
область; укажите государства и экономические районы, с которыми эти магистрали
соединяют область.
Слайд 40
4. Обозначьте на карте и подпишите основные транспортные узлы нашей
области.