Слайд 1Характеристика урока
(для педагогов)
Тип урока
Вид урока
Программное обеспечение
Оборудование
Межпредметные связи
Основное содержание
Слайд 2*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Тип урока
Урок
с использованием ИКТ
Слайд 3*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Вид урока
Стандартный
комбинированный
урок-практикум
Слайд 4*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Программное обеспечение
Мультимедийная
программа для
9 класса
Microsoft Word
Power Paint.
Microsoft Excel
Слайд 5*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Оборудование
Атлас для
8-9 класса
Учебник
ММП для 9 класса
Презентации учителя
Кроссворд на компьютере
Слайд 6*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Межпредметные связи
История
России, экономика, литература, физическая география, информатика.
Слайд 7*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Основное содержание
Состав
района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район.
Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Природные уникумы. Спектры широтной и высотной поясности.
Слайд 8*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Географический диктант
по теме «Поволжье»
(возможно несколько правильных ответов)
Машиностроение Поволжья является: а)
трудоёмким
б) наукоёмким
в) металлоёмким
Центрами автомобилестроения Поволжья являются города: а) Казань б) Самара
в) Тольятти г) Набережные Челны
Слайд 9*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Географический диктант
по теме «Поволжье»
(возможно несколько правильных ответов)
Троллейбусы производят в городе:
а) Балаково б) Энгельсе в) Ульяновске г) Саратове
Отраслями специализации Поволжья являются: а) Машиностроение б) Лесная в) Химическая промышленность г) Металлургия
Слайд 10*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Географический диктант
по теме «Поволжье»
(возможно несколько правильных ответов)
На Волге построены ГЭС…
а) Волжская б) Саратовская в) Волгоградская г) Воткинская
Баскунчак – это … а) Город б) Солёное озеро в) Месторождение нефти
Слайд 11*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Географический диктант
по теме «Поволжье»
(четыре пары ответов: цифра-буква )
Установите соответствие между отраслями
специализации Поволжья и их центрами:
Отрасли Центры
Авиастроение а) Самара
Рыбная промышленность б) Тольятти
Автомобилестроение в) Волжский
Нефтепереработка г) Набер. Челны
д) Нижнекамск
е) Астрахань
Слайд 12*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Тема урока
«Уральский
район.
Географическое положение и природа»
Характеристика урока
(для педагогов)
Слайд 13*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Урал –
опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник нашей прежней славы,
И славы
нынешней творец…
А. Твардовский
Исходя из эпиграфа, попробуйте сформулировать основополагающий вопрос урока
Слайд 14*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Основополагающий вопрос
урока
Какие особенности ЭГП и природы Урала превратили его в опорный
край России, в добытчика и кузнеца державы ?
Слайд 15*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Задание:
Определить цель
урока, исходя из основополагающего вопроса
Сформулировать задачи урока
Слайд 16*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Цель урока
Сформировать
представление об Урале,
как природном и экономическом районе – важнейшей металлургической базе России.
Слайд 17*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Задачи урока
Определить
состав района, специфику его географического положения.
Изучить его пограничное положение в
природном и социально-экономическом плане.
Познакомиться с неоднородностью природных условий, разнообразием ископаемых богатств, спектрами широтной и высотной поясности.
Познакомиться с природными уникумами Урала.
Слайд 18*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Задание:
Какой у
нас должен быть план реализации задач урока?
Слайд 19*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
План урока
Географическое
положение Урала
Состав района (субъекты РФ)
Климат, природные зоны, внутренние воды
Рельеф, геологическое
строение, полезные ископаемые Урала.
Природные уникумы
Домашнее задание
Слайд 20*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Реализация плана
урока
Географическое положение Урала (ММП → Географическое положение →
физико - географические границы Урала → историко-культурные → экономические)
Слайд 21*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Состав района
С
помощью карты учебника составить список субъектов РФ с указанием областных
и республиканских центров, входящих в Уральский экономический район.
Обратите внимание: в настоящее время Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область объединены в в Пермский край с краевым центром -городом Пермь.
Слайд 22*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Положение района
на территории страны
С помощью карты учебника
(левый верхний угол страницы § 41) оцените положение района на территории страны
Слайд 23*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Положение района
на территории страны
Подумайте: происходили ли изменения в положении района на
территории страны на протяжении истории.
Слайд 24*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Оценка ГП
Урала
Давайте попробуем оценить ГП Урала с точки зрения его благоприятности
для развития экономики.
Предлагаю подумать, всегда ли эта оценка была столь благоприятной (см. ММП → Изменения ЭГП)
Слайд 25*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
В чем
проявляется пограничность Урала?
ММП (Географическое положение → Границы Урала → Факторы
формирования района).
Слайд 26*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Оценка обеспеченности
Урала водными ресурсами
Рассмотрите физическую карту атласа. Подумайте, обеспечивают ли реки
и озёра Урала потребности района в пресной воде?
Реки какой части Урала (Предуралья или Зауралья) обладают большей водностью и почему?
К сожалению многочисленные озёра Урала, особенно на юге, не только загрязнены, но ещё и засолены.
Слайд 27*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Какие ресурсы
Урала явились базой для развития его промышленности?
(см. ММП → Рельеф
→ Полезные ископаемые):
Просмотр ММ Презентации «Минеральные ресурсы и природные уникумы Урала»
Слайд 28*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Практическая работа
(закрепление знаний и умений работы с картой)
1 вариант: за ПК
практические работы № 1 и № 3 (см. ММП → Урал → Практика)
2 вариант: работа проводится на бумажном носителе (используется раздаточный материал)
3 вариант: разгадывание кроссворда за компьютером
4 вариант: разгадывание кроссворда на бумажном носителе
Слайд 29*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Домашнее задание:
Обязательная
часть:
§41 Географическое положение и природа.
Заполнить таблицу
«Сравнение ЭГП Урала и Поволжья»
Слайд 30*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Домашнее задание:
Творческое
задание: выполняется по желанию учащихся.
См. задание № 4 к §41
(Представьте, что для гостей, деловых людей, туристов, посещающих Урал, вам предложили составить список памятных мест, отражающих своеобразие района, с целью выпуска открыток, значков и других сувениров. Какие объекты вы включили бы в список?)
Возможно выполнение задания с презентацией.
Слайд 31*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Давайте вспомним
основополагающий вопрос урока
Какие особенности ЭГП и природы Урала превратили его
в опорный край России, в добытчика и кузнеца державы ?
Можем ли мы теперь дать ответ на этот вопрос?
Слайд 32*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Каков будет
вывод нашего урока?
«Урал имеет (вернее имел), богатые природные ресурсы, которые
эксплуатируются более 200 лет (железные руды, лес) и значительно истощен».
Слайд 33*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Подумайте, какие
вопросы, исходя из вывода урока, нам необходимо будет рассмотреть на
будущем уроке?
Слайд 34*
Хапилина Е. Л., учитель географии МОУ СОШ № 24
Оценки за
урок