Слайд 1Интегрированный урок по географии и алгебре. Тема урока: «Виртуальное математическое
путешествие по озеру Байкал".
Слайд 2Цели и задачи урока:
География:
Формирование представлений и знаний об особенностях
и главных чертах природы крупных природных регионов России.
Знакомство с новыми
терминами и понятиями.
Формирование образного представления об уникальной природной жемчужине России и всей планеты - озере Байкал; расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала.
Разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала.
Дать учащимся представление о значении озера Байкал и возможностях его использования человеком.
Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации и составления опорного конспекта.
Слайд 3Математика:
Обобщить знание об арифметическом квадратном корне.
Продолжить формировать алгоритм решения квадратных
уравнений, решения дробных уравнений.
Развивать вычислительные способности учащихся через решение экологических
проблем озера Байкал с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.
Развивать любознательность, расширять кругозор.
Слайд 5Учитель географии: В горах Южной Сибири довольно много озер, но
самым замечательным озером, "Чудом природы во всех отношениях" является Байкал.
Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой, как великое сибирское озеро Байкал! - Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете об озере Байкал? Запишите ОК.
Озеро Байкал самое большое пресное озеро в мире. Объем воды составляет 23 000 км3 . Его в Сибири называют "морем". Воды в нем больше, чем в Балтийском море.
Слайд 6Учитель математики: Много экспедиции до сих пор изучают Байкал, настолько
он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным
озером и одновременно повторим правила действий с рациональными числами, пропорции и проценты.
Слайд 7Учитель географии: В Сибири говорят: "Кто на Байкале не бывал,
тот Сибири не видал". Только увидев это озеро своими глазами,
вы прочувствуете его красоту и уникальность.
/Демонстрируется фрагмент фильма "Озеро Байкал" – острова
Учитель географии: Байкал богат своими достопримечательностями. Одна из них - острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их 22, и только в 1976 году, после тщательных подсчетов окончательно установили их количество.
Слайд 8Учитель математики: Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот
вопрос Вы узнаете, решив квадратное уравнение. Задание №1.
х2 – 60х+900
= 0
Ответ: 30.
Слайд 9Учитель географии: Громадная масса воды оказывает влияние на ^климат прибрежных
районов, приближая его к морскому. Температура января -17 С, июля
+16 С, А=31 . Резкие различия в температурах и давлении воздуха над Байкалом и прилежащими к нему хребтами вызывают возникновения ветров исключительной силы. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному: верховик, баргузин, култук. Эти ветры продувают озеро из конца в конец. ОК.
Слайд 10Учитель математики: Но есть еще один ветер, название которого вы
сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления. Задание №2. Каждая буква
этого названия "спрятана" под ответом, который Вы должны найти, решив примеры.
Слайд 11Учитель географии: Да, этот ветер называется сарма. Он образуется в
Сарминском ущелье в районе поселка Сарма. Его скорость достигает 40
м/с. Это ураганный ветер. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал. ОК.
На следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о реках. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. А вы знаете сколько рек впадает в озеро? Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число 336. Однако постоянно работающими экспедициями это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а гораздо больше!
Слайд 12Учитель математики: Сколько рек впадает в озеро Байкал мы узнаем,
решив дробно- рациональное уравнение. Задание 3.
Ответ: 544.
Слайд 13Учитель географии: Это число назвал Бояркин в 1964 году. Из
них:
6 рек крупных:
117 - свыше 10 км; 132 - до 4
км;
40 - до 8 км; 142 - до 2 км.
84 - до 6 км;
Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 руки, с западного - 220 рек.
- На "Физической карте России" найдите, какие крупные реки впадают в озеро Байкал и отметьте на к/к. ОК.
Очень интересен и своеобразен органический мир Байкала.
/Слушаем сообщение об органическом мире Байкала. Составляем ОК./
Слайд 14Учитель математики: Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале,
вы узнаете, разгадав кроссворд. Задание №4.
1. Расстояние от начала отсчёта
до точки, изображающей число
2. Число, стоящее над дробной чертой в дроби.
Числитель.
3. Один из компонентов деления
Делимое.
4. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Масштаб
5. Решить уравнение, значит найти его...
5.Корень
По вертикали в выделенном столбце читаем ОСЁТР
М О Д У Л Ь
Слайд 15Учитель математики: В 1823 году улов осетра составлял 1000 пудов.
Вычислите сколько килограммов в 1000 пудах.
Ответ: 16000 кг.
В 1911
году в г. Иркутск привезли осетра весом 12 пудов. Сколько это килограммов?
Ответ: 192 кг.
√5 умножить на заданные числа. Расположите результаты в порядке возрастания и Вы получите искомое слово.
√5
√20 √125 4√5 5 √8 √5
У А К Н К
Слайд 16Учитель географии: Специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивают
через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы.
Образовывался поводок - петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока ее не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили, обливали его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду,
привязывая за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.
Но уже в 1918 г. запас осетров в озере сократился и в 1919 г. принимается решение об искусственном разведении осетровых рыб, что приводит к резкому увеличению количества этой рыбы и в 1924 г. добывали уже 228 пудов осетра.
В 1930г. было принято решение о запрете лова осетровых, стали создаваться заказники. В 1935г. был разрешен лов осетра с 1 августа по 1 мая.
В годы войны был разрешен лов сетями, что нанесло большой урон осетровым, так как в сети попадала молодь. Потребовалось много лет и усилий, чтобы возобновить разведение осетровых. То же самое произошло с деликатесной рыбой омулем.
Кроме рыб в озере водится единственное млекопитающее - нерпа. Давайте посмотрим фрагмент из фильма.
/Демонстрируется фрагмент фильма "Озеро Байкал" - нерпа
Учитель географии: Байкал - это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Вели прислушаться на мгновение, стоя на льду то можно услышать, как гудит и стонет Байкал.
Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 м, а воде на глубине 12-40 м. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.
Слайд 17Учитель математики: Решим задачу. Задание №7. Толщина льда, чтобы по
нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см,
а чтобы ездить на санях - 15-20 см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?
Выполним вычисления с помощью блок-схемы /на партах раздаточный материал
Сколько это в сантиметрах?
Ответ: 35 см.
Слайд 18Учитель географии: При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу
начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым.
Заметим, что
Байкал может промерзнуть при больших морозах на толщину от 1,3 м до 2,5 м. Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до б месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре- ноябре, а таять льды начинают в апреле-мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, - это полынья длиной 3-5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тысяч водоплавающих птиц.
Слайд 19Учитель математики: Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую
разминку. Задание №8. Под правильным ответом "спрятана" буква, входящая в
его название.
Слайд 20Учитель географии: Это место называется Шаманский камень. Во время строительства
Братской ГЭС (1960 г.) для того, чтобы заполнить водохранилище водой
не за 4 года, а гораздо быстрее и раньше получить электроэнергию, был предложен проект, согласно которому Шаманский камень должен был быть взорван. Бели бы этот проект был принят, то пострадали бы не только флора и фауна Байкала, а порты, лесоперевалочные базы, железная дорога, были бы затоплены многие селения и т.д. Но, к счастью, он не осуществился.
В тайге прибайкальских хребтов, как и в Забайкалье, ведутся лесозаготовки, объем которых увеличивается в связи со строительством на Байкале целлюлозно-бумажных комбинатов. Освоение природных ресурсов бассейна Байкала привело к ухудшению качества воды этого уникального озера.
30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат БЦБК. Это самый большой загрязнитель озера. Из 41 предприятия в бассейне Байкала он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов города Иркутска с различными министерствами и ведомствами о закрытии этого комбината или его перепрофилировании в экологически чистое предприятие. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадают такие
отравляющие вещества, как сульфаты - 5870 т, хлориды - 3320 т, фенолы - 0,32 т, азот аммонийный - 62,3т, ртуть - 6 кг, алюминий - 3,3 т и многое другое.
Слайд 21Учитель математики: Задание №9. В 1997 году в Байкал было
сброшено 46,6 млн.м3 сточных вод, содержащих 10 053 т загрязняющих
веществ. Но это на 3600 т меньше, чем в 1996 году. Сколько это процентов?
Слайд 22Учитель географии: Как видите, появились хоть какие-то результаты уменьшения загрязнения.
Даже за рубежом знают о бедственном положении Байкала, о том
вреде, который наносит БЦБК. Проблемами Байкала занимается всемирная экологическая организация "Гринпис". У нас в стране тоже пытаются решить эти проблемы.
/Слушаем сообщение "Пути решения проблем Байкала"/
Учитель географии: Но загрязнение Байкала ведет не только к исчезновению некоторых видов животных и растений, это ведет к заболеваниям человека, снижению рождаемости. Посмотрите на графики, показывающие динамику рождаемости по Иркутской области в 1985-1996 гг. (на 1000 человек). Из графиков видно, что, начиная с 1992 года смертность превышает рождаемость. Причина этого - пренебрежительное отношение к экологии. А это тот же БЦБК, в стоках которого есть ртуть, очень страшный яд. Рыба Братского водохранилища заражена ею. Так будьте же вы благоразумны, когда станете взрослыми.
(На доске изображен график).
Учитель географии: Будущее Байкала в ваших руках. Именно ваше поколение будет создавать новые безотходные технологии, которые не будут наносить вред природе и человеку. Будем надеяться, что еще многие поколения будут любоваться этим чудом природы - озером Байкал.
/Демонстрируется фрагмент фильма "Озеро Байкал" - заключение/. 3. Обобщение. Подведение итогов урока.