Слайд 1В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.
Свеча
горела перед ним, он пальцем тощим и сухим
в фолианте
лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.
Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал.
Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.
Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь - не вышло злата.
Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник.
"Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет.
Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.
Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.
В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.
Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал,
и ничего я не узнал!
К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет - мой труд потерян!"
Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски;
И книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:
И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.
Слайд 2«Корзина загадок»
ЗАГАДКИ
Для 7-классников
А) Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным
слоем покрывают дно моря Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.
Б)
В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.
В) Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.
Г) Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"
Д) Соединением этого элемента мы пишем на доске.
Слайд 3А) В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно
в жидкой соединительной ткани.
Б) Первоначально источником соответствующего этому элементу простого
вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.
В) В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.
Г) По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
Д) Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.
ЗАГАДКИ
для 7-классников
ЖЕЛЕЗО
Слайд 4Люблю я камни! Их в шкатулке много...
И каждый камень нежно
берегу!
Одни в горах искали очень долго,
Других нашли на дальнем берегу.
Вот
солнцем сердолик в ладонь ложится,
А бирюза - прохладой вод морских,
Пером павлиньим лабрадор искрится,
А яшма это средство от тоски...
Слайд 5Виртуальное путешествие к тайнам минералов и горных пород
Слайд 7Бажов «Малахитова шкатулка»
«Гранатовый браслет» Куприна
«Похитители бриллиантов» Бусенара
«Бриллианты для
диктатуры пролетариата»,
«Лунный камень» Коллинза
«Волшебник изумрудного города» Волкова
«Голубой карбункул»
Конан-Доила
«Жемчужное ожерелье»,
«Рубиновые бусы»,
«Колечко с бирюзой»
«Аквамарин»;
«Карл у Клары украл кораллы»
«Жемчужное зерно»
Слайд 8 «Балтийский берег. Рыжая заря упала в небо гроздью янтаря»,
Хранишь
ты или нет колечко с бирюзой?»,
«Осенний поцелуй -
цвет рубиновой вишни».
Слайд 9Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста
пудов. А на том камне написано: "Кому камень под силу
свернуть, тому богатому быть".
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом - свернул с места камень. Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Слайд 10 ОПЫТ:
Взвешиваем гранит на электронный весах;
Ставим его в
муфельную печь на несколько минут;
ВЕС КАМНЯ: ___гр.
Слайд 11
Горные породы
Классификация горных пород
Слайд 12Из чего состоит земная кора?
Какие горные породы вы знаете?
Где они
используются?
Какие породы использовали строители при строительстве нашей школы?
А какие используете
вы в быту?
Есть ли что-то общее между карандашом и алмазом?
Работа по вариантам
Определите твердость пород, лежащих на вашем столе:
1 вариант:
Возьмите в руки породу белого цвета
Проведите по ней ногтем
Проведите породой по предметному стеклу
Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
Определите называние вашей породы
2 вариант:
Возьмите в руки породу с вкраплениями черного, розового, блестящего цвета
2. Проведите по ней ногтем
3. Проведите породой по предметному стеклу
4. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
5. Определите называние вашей породы
Работа по вариантам
Определите твердость пород, лежащих на вашем столе:
1 вариант:
Возьмите в руки породу белого цвета
Проведите по ней ногтем
Проведите породой по предметному стеклу
Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
Определите называние вашей породы
2 вариант:
Возьмите в руки породу с вкраплениями черного, розового, блестящего цвета
2. Проведите по ней ногтем
3. Проведите породой по предметному стеклу
4. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
5. Определите называние вашей породы
Слайд 13МНОГОЛИКИЙ УГЛЕРОД
КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА ГРАФИТА
КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА АЛМАЗА
ФУЛЕРЕН С60 , С70
ЭТО РАЗЛИЧНЫЕ
МОДИФИКАЦИИ УГЛЕРОДА
СТРУКТУРА КРИСТАЛЛА ОПРЕДЕЛЯЕТ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
Слайд 14Изготовление искусственного камня
группа №1
(фотографии как делали)
Слайд 15Можно ли получить искусственный камень в домашних условиях?
Акрил
Искусственный
камень
Слайд 16Минералогическая шкала твердости
Метод определения твердости путем царапанья принадлежит венскому минерологу
Фридриху Моосу (1773-1839)
Слайд 19Работа по вариантам
Определите твердость пород, лежащих на вашем столе:
1 вариант:
Возьмите
в руки породу белого цвета
Проведите по ней ногтем
Проведите породой
по предметному стеклу
Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
Определите называние вашей породы
2 вариант:
Возьмите в руки породу с вкраплениями черного, розового, блестящего цвета
2. Проведите по ней ногтем
3. Проведите породой по предметному стеклу
4. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
5. Определите называние вашей породы
Слайд 21- МАГМА и РУДЫ -
Чтоб снять в земной коре напряг,
Где твердь её волнуется
- В ней
магматический очаг
Местами образуется.
Текучесть магмы ей дает
Возможность к продвижению
К земной поверхности,
Чтоб там
- случиться извержению.
Застывши же на глубине
(отнюдь не по своей вине)
Рождает магма дивные
Массивы интрузивные,
Которых газами и жаром
Для нас, людей, великим даром
- Родятся, крепнут и растут
Скопления различных руд.
Опыт: извержение вулкана
Слайд 23 ОПЫТ:
Взвешиваем гранит на электронный весах;
Ставим его нагреваться
на несколько минут;
ВЕС КАМНЯ: ___ гр.
Снимаем гранит и снова взвешиваем.
ВЕС
КАМНЯ: ___ гр.
Слайд 25ПРОВЕДИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТ:
1 вариант
Возьмите химический стакан, заполненный водой.
Опустите в
него по очереди магматическую породу (пемзу и гранит)
Опишите, что произошло
и ПОЧЕМУ?
2 вариант
Рассмотрите горные породы под лупой.
Из чего они состоят?
Чем они отличаются друг от друга, ПОЧЕМУ?
Слайд 26Гранит
Полевой шпат
Слюда
Кварц
Из чего состоят горные породы?
Все горные породы
состоят из
минералов
Слайд 27- Что такое минерал?
- Можно ли их вырастить искусственным путем?
-
От чего зависти размер кристалла?
Слайд 28
Магматические
глубинные
Горные породы
Классификация горных пород
излившиеся
гранит
Базальт
Пемза
Слайд 29От чего зависит размер кристаллов?
турмалин
Слайд 30Как вырастить кристалл в домашних условиях
В стакан с насыщенным раствором
поваренной соли или медного купороса помещаем нитку с«затравкой»для роста кристаллов.
Стакан поставим в открытом виде в темное место.
Нитка превратилась в «ожерелье» из кристаллов хлорида натрия.
Слайд 31Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл
медного купороса похожий на драгоценный камень.
Так выглядит кристалл медного купороса,
выращенный из раствора.
Слайд 32ЖК мониторы
Несколько лет назад начала прогрессировать новая линия мониторов, строение
которых основано на ЖК.
Слайд 33 У моря стоит нелюдимый
Обветренный каменный бог.
И камни – его
пилигримы,
Внучата у дедовых ног.
Он шепчет им странные сказки,
Где золото –
мелкий песок,
Где все диадемы прекрасны,
Где рыцари – прах да порок.
Никто не притомится слушать,
Лишь часом шуршат меж собой.
И млеют их вечные души,
И лижет им пятки прибой…
- Подумайте, а под действием каких сил природы образовались эти породы?
- К какой группе по происхождению вы их отнесёте?
Слайд 34Осадочные горные породы
обломочного происхождения
Слайд 35Глина
Торф
Бурый
уголь
Горючий сланец
Слайд 36Осадочные горные породы
органического происхождения
Слайд 37Практическая часть:
1 вариант: 1. Взять стакан
№1
2. Налить в него воды и тщательно размешать содержимое стеклянной
палочкой
3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло?
4. Какой по-вашему минерал был в вашем стакане?
2 вариант: 1. Взять стакан №2
2. Налить воды и размешать содержимое стеклянной палочкой
3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло?
4. Какой по-вашему минерал был в вашем стакане?
Слайд 38Осадочные
горные породы
химического
происхождения
Кстати, есть очень простой метод, как запомнить,
что называть сталактитом, а что сталагмитом - в слове "сталагМит"
есть буква М, как и в слове "земля".
Значит: сталагмит - это то, что растёт на земле
Слайд 39
Магматические
Глубинные
Горные породы
Органические
Химические
Излившиеся
Обломочные
Осадочные
гранит
базальт
песок, глина,
гравий, валуны
соли, гипс
торф, уголь,
мел, известняк
Классификация горных пород
Слайд 40 В каких условиях образуются метаморфические горные породы?
Метаморфические горные
породы образуются в глубинах Земли в условиях высокой температуры и
давления.
Эксперимент:
Возьмите порошок железа и серы
Смешайте стеклянной палочкой
Попробуйте разделить два минерала с помощью магнита.
Что вы наблюдаете? Чем вы это можете объяснить?
++++ ++ +++ + +++ +
+ + +
+ +
++ ++ ++ ++
+ + + + + +
+ + + + + +
+ + + + + +
+ + + + +
+ + +
+
+ +
+
+ +
+
+ +
+ + +
+ +
+ + +
+ +
+ + + + + + +
++ + + + + + + + ++
++ + +
+ + +
+ + + +
«Метаморфоза» - превращение
Слайд 42
Магматические
Глубинные
Горные породы
Органические
Химические
Излившиеся
Метаморфические
Обломочные
Осадочные
гранит
базальт
песок, глина,
гравий, валуны
соли, гипс
торф, уголь,
мел, известняк
мрамор, гнейс,
алмаз
Классификация горных пород
Слайд 44Горные породы различаются
по химическому составу:
Сода: пищевая, каустическая
Соль: натриевая, калийная,
поваренная…
Слайд 45Горные породы Мордовии
песчаник
песок
глина
известняк
доломит
торф
фосфорит
Слайд 46Практическая работа
Чем больше вглядываешься в камень,
тем глубже он затягивает
вас
в глубину очарования.
Репин И.Е
Слайд 47Иные камни в те уносят измеренья,
Где Инь и Ян ещё
не знали разделенья,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём.
И с ним переплеталась.
В минуту грусти и тревоги,
Чтобы печали сбросить бремя,
Кладите камни на ладони,
У вас в руках застынет время.
Слайд 48Я желаю вам поближе познакомиться с удивительным и прекрасным миром
камней.
Каждый камень имеет собственную жизнь и душу.
Сумеет ли человечество
познать её?
Может это удастся вам…
Ученики!
Слайд 49Попробуйте узнать:
2. Можно ли по растительности, преобладающей (или отсутствующей
в данном месте)
в определенных местах «предсказать» и найти залежи
минералов?