Слайд 1Женский костюм Белгородского края
Работа ученицы 10 класса
гимназии № 3 г.
Белгорода
Лежневой Оксаны
Руководитель: Николаева А.С., учитель географии
2005 г.
Слайд 2 В работе рассматриваются следующие темы:
Из истории южнорусского
костюма.
Орнамент – музыка, которую можно видеть.
Символика орнамента.
Особенности женской одежды.
Поневный комплекс.
Белгородский
музей народной культуры.
Женский народный костюм Белгородского края
Слайд 3Из истории южнорусского костюма
Народный костюм Белгородского края тесно связан
с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с
военно-политическими событиями.
Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края.
Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.
Слайд 4
Орнаментальное искусство формирует все многообразие одежд, главным образом, женских, и
ряд предметов домашнего обихода.
Характер орнамента зависит от формы предмета, материала,
технологии изготовления. Сам орнамент, подчеркивая свойства материала, делает изделие более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение.
Элементы орнамента чередуются и согласовываются друг с другом, вычленяя предмет, не разрушая при этом его формы.
Орнамент – музыка, которую можно видеть
Слайд 5Орнамент – музыка, которую можно видеть
По способу сочетания мотивов (основного
элемента орнамента, определяющего его вид, лицо рисунка) выделяется три основных
типа:
Полоса с линейными или горизонтальными чередованиями мотива. Такой орнамент называют еще ленточным. К нему относятся каймы, различные обрамления, бордюры.
Замкнутый орнамент, который компонуется в прямоугольнике, квадрате, круге, овале.
Сетчатый орнамент. Основой его служит геометрическая сетка, и мотив в нем может повторяться по вертикали, горизонтали, вертикали.
Геометрический и растительный орнаменты -
наиболее часто встречающиеся виды
орнамента в Белгородской области.
Слайд 6Символика орнамента
Цвет в одежде всегда был символом,
через который человек выражал свои чувства и мысли.
Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета:
Красный – огонь, заря, жизнь.
Зеленый – красота, любовь, цвет Природы.
Белый – духовное начало, чистота, снег.
Черный – земля, покой, траур.
Желтый – солнце, тепло, свет.
Синий – небо, вода, духовность, разум.
Слайд 7Особенности женской одежды
Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры.
Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон
с помощью ткацкого стана.
Рубахи шили длинными и широкими. Все отверстия в них, через которые духи могли проникнуть в человека - горловина, рубаха, покрывались магическим орнаментом.
Украшением в народном костюме служили ожерелья и монисты, гайтаны и грибатки.
Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут. Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок.
Слайд 8Поневный комплекс
В женской одежде Белгородского края преобладали два комплекса одежды
–сарафанный и поневный.
Понева – основная часть южнорусского комплекса,
набедренная рубаха, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.
Поневный комплекс состоял из:
1. рубахи,
2. поневы- юбки,
3. запона – передника,
4. украшений, пояса,
5. кички и сороки, платка,
6. лаптей.
Главная отличительная черта покроя русской рубахи – косой полик, вшиваемый острыми углами в долевые швы или в вертикальные разрезы на плече спереди или сзади.
Рубаха – первая нательная одежда.
Слайд 9Поневный комплекс
Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в южнорусском
костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные
рукава рубахи.
Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.
Слайд 10Поневный комплекс
Важную роль в законченности головного убора принадлежала головному убору.
Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел
в разных районах свои особенности.
В Белгородском крае его составляли кичка и подзатылень.
Для изготовления кички полосу ткани простегивали несколько раз, подкладывали твердую основу подковообразной формы. Заканчивалась кичка «рогами», обращенными назад. В подшитую к ней полосу кумача укладывали поднятые на темя косы.
Слайд 11Поневный комплекс
Подзатылень надевали на затылок и завязывали шнурками поверх кички,
как бы обертывая голову с затылки и с висков.
Сороку
не надевали на голову, а прикрепляли сверху кички над лбом. Ее шили из кумача с бисерным подзатыльнем.
Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветным гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльню над ушами, выше их втыкали косицы.
Слайд 12Белгородский музей народной культуры
Белгородскую область ученые-этнографы по праву называют «заповедником
народного костюма».
Здесь проводится политика, основной идеей которой стала проблема
возрождения народных культурных традиций Белгородчины, которые создавались многими поколениями и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.
За последние годы созданы благоприятные условия для воспроизводства, развития и распространения народной художественной культуры, формирования базы для этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи.
Слайд 13Белгородский музей народной культуры
Среди организаций, работающих в этом направлении, достойное
место занимает музей народной культуры Белгородского государственного центра народного творчества.
В нем собрана обширная коллекция предметов народной одежды конца XIX – начала XX вв.
В музее систематически проводится работа по распространению знаний народных костюмов, промыслов и традиций среди населения. По предварительным заявкам проводятся обзорные, тематические экскурсии и мероприятия. Организуются встречи с мастерами и другими замечательными людьми края. В залах музея звучат народные инструменты в гармоническом окружении шедевров народного искусства.
Слайд 14Выставка «Мозаика белгородского костюма»
К 50-летию образования Белгородской области музей народной
культуры подготовил выставку народного костюма.
На выставке представлены более 300 экспонатов
одежды, бытовавших на территории современной Белгородской области в конце XIX-начале XX веков.
Это - рубахи, сарафаны, юбки, поневы, головные уборы и украшения, платки и шали, сезонная одежда, обувь, которые приковывают внимание своим разнообразием, красочностью и богатством отделки.
Ознакомиться с экспозицией музея и выставкой белгородцы и гости города могут по адресу: г. Белгород, ул.Мичурина, 43
Время работы: с 10-00 до 17-30.