Слайд 1Алгоритмы сортировки двумерных массивов. Пузырьковая сортировка
Учитель информатики ФГКОУ «СОШ№152»
Нигматуллина О.А.
Презентация
к элективному курсу
«Программирование в Турбо Паскале» 11 класс
Слайд 2Цели и задачи
Цель: закрепление изученного материала по массивам, развитие навыка решения
задач на обработку и сортировку двумерных массивов, развитие мышления, умения
применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – совершенствование навыков составления программ на языке Pascal
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Слайд 3Содержание
Принцип «Пузырьковой сортировки» или метода обмена
Построение алгоритма
Алгоритм в словесно-пошаговой форме
Программа
пузырьковой сортировки массива
Практикум по решению задач
Источники
Слайд 4Принцип «Пузырьковой сортировки» или метода обмена
В порядке возрастания.
Последовательно просматриваются пары
соседних элементов.
Если левый элемент больше правого, то они обмениваются местами.
Слайд 5Пусть задан неупорядоченный массив
В = (20,10,8,7):
20
10
8
7
>
1 шаг:
>
>
2 шаг:
10
8
7
20
>
>
3 шаг:
8
7
10
20
>
>
Слайд 6Вывод
Итак, для сортировки массива из 4 элементов понадобилось выполнить 3
шага.
Т.е. отсортировать массив, состоящий из n чисел, можно, выполнив n — 1 шагов.
Слайд 7Построение алгоритма
Задан массив А[1..n] из n элементов, где
i - номер шага выполнения
сортировки,
j - номер первого элемента в паре элементов A[j], A[j +1], которые
надо сравнивать.
Слайд 8i = 1:
просматриваются пары, в которых номер j изменяется от 1
до n -1 (последними сравниваются элементы A[n-1],A[n]).
Слайд 9i = 2:
просматриваются пары, в которых номер j изменяется от 1
до n-2 (последними сравниваются элементы A[n-2], А[n-1]).
Слайд 10i= 3 :
просматриваются пары, в которых номер j изменяется
от 1 до n - 3 (последними сравниваются элементы A[n -3], А[n-2]).
Слайд 11i = n-1:
просматриваются пары, в которых номер j изменяется от 1 до n -
(n -1) = 1 (сравниваются только элементы А [1], A[2]).
Слайд 12Вывод:
всего выполняется (n —1) шагов, то есть переменная i изменяется от 1 до (n
-1);
на i-м шаге просматриваются пары, в которых номер j изменяется от
1 до (n-1) .
Слайд 13Алгоритм в словесно-пошаговой форме
(t - переменная для обмена значений элементов)
Задать
массив A[1..n].
i:=1.
Если i < n, то перейти к пункту 4, иначе перейти к пункту 9.
j:=1.
Если j < n - i, то перейти к пункту 6, иначе i-й шаг сортировки выполнен, перейти к пункту 8.
Если A[j]>A[ j + 1], то поменять их местами: t:=A[j]; A[j]: =A[j + 1];A[j +1l]: = t.
Увеличить номер j (j:=j+1) и перейти к пункту 5.
Увеличить номер i (i:=i+1) и перейти к пункту 3.
Сортировка массива завершена. Вывод массива.
Слайд 14Программа пузырьковой сортировки массива
Program Bubble;
Var A: array [l..n]
of real; {массив вещественных чисел} i, j:integer;
t: real; {переменная для
обмена должна быть такого же типа, как и элементы массива!}
begin
for i:=1 to n do read(A[i]); {создание массива}
{сортировка}
for i:=1 to n-1 do for j:=1 to n-i do
if A[j] > A[j+1] then £>
begin
t:= A[j]; A[j]:= A[j+1]; A[j+1]:=t;
end;
for i:=1 to n do
Write (A[i] :3:1, ' '); {вывод отсортированного массива}
end.
Слайд 15Практикум по решению задач
Сформировать матрицу случайным образом. Отсортировать массив по
возрастанию в строках
Сформировать массив n-порядка с элементами из диапазона (0,
20). N – вводится с клавиатуры. Отсортировать массив в порядке убывания.
Слайд 16Источники
Андреева Е.В. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Ракитина Е.А., Бешенков С.А., Галыгина И.В.,
Милохина Л.В. Сборник типовых задач по информатике. М.: Образование и информатика, 2005
http://www.chezgundula.fr/wp-content/uploads/2013/01/bulles.jpg
http://99px.ru/sstorage/53/2010/09/mid_4272_5606.png