Слайд 1
ИКТ для обучения детей со специальными потребностями
Автор: Новикова Т.С. -учитель
ИИТ ГБОУ санаторная школа-интернат №76, магистрант з/о, 2 курс по
программе подготовки «Педагогическое образование», Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании.
Слайд 2
это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации
особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается
на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории.
Дети с особыми образовательными потребностями –
Слайд 3Конституция РФ
Cтатья 17
1. В Российской Федерации признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 4Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 5, ст. 50:
В
целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 5Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Статья
4. Цели государственной политики в интересах детей
1. Целями государственной политики
в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Слайд 6Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 года) ст. 23
1. Государства-участники признают, что неполноценный
в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
4. Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
Слайд 7Актуальность использования для таких детей особых аппаратных и программных средств
Дети-инвалиды,
а также больные дети, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения
в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования. Проблема помощи таким детям является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.
Получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Расширить доступ инвалидов к образовательным программам и посильной трудовой деятельности можно, широко внедряя новые информационно-образовательные технологии.
Слайд 8Систематическое использование компьютера дома или в больнице позволит приобрести начальную,
профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с хроническими
заболеваниями, послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.
Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, обеспечит им необходимый компьютерный доступ, а также минимизирует коммуникативные и психологические проблемы.
Слайд 9Бра́йлевский диспле́й — устройство ввода, предназначенное для отображения текстовой информации
в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Брайлевские дисплеи делают возможным
использование современных компьютеров незрячим и слабовидящим людям.
Незрячие инвалиды тексты на мониторе видеть не могут, они их слышат с помощью специальной компьютерной программы, озвучивающей электронный текст. Кроме звукового сопровождения, использовать компьютерное сопровождение незрячим помогает брайлевский дисплей, с которого инвалиды по зрению считывают информацию пальцами.
Слайд 10Дисплей Брайля Esys - 12
Технические характеристики:
12 символов Брайля
10-клавишная клавиатура Брайля
2 навигационных джойстика
2 навигационных колесика
Мини
USB
Bluetooth
Микро SD -карта 2 Гб
Литий-ионный аккумулятор
17 часов автономной работы
Мягкий чехол
Габариты: 14,5 x 8,6 x 2см
Вес: 200гр
Портативный брайлевский дисплей Esys отличается высокой степенью автономности, время работы устройства достигает 17 часов. При необходимости дисплей можно подключить с помощью технологии Bluetooth к ПК или мобильному телефону, оснащенным ПО речевого экранного доступа. В случае подключения к телефону можно отправлять и читать смс-сообщения, не вынимая телефон из кармана, а подключив Esys к ПК можно получить доступ к управлению компьютером.
Дополнительные функции дисплея Брайля Esys:
- Функция "Только чтение" - для прочтения больших документов или книг.
- SD -карта удобна для быстрого сохранения текстовых файлов.
- Благодаря приложению Блокнот можно использовать основные функции, такие как "найти", "заменить" или "теги". Сохранить документ и создать предварительную структуру хранения документов в папках.
- Приложения: расписание, калькулятор, будильник, инструментарий.
- Функция автоматического режима сна сэкономит энергию аккумулятора.
60000 р.
Слайд 11 Клавиатура с увеличенными клавишами.
Люди с моторными нарушениями высокой
степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с
клавишами увеличенного размера (27-20мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно. Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног. Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT, Ctrl и т.п.).
Слайд 12Выносные компьютерные кнопки
С помощью таких кнопок пользователи с ограниченными физическими
возможностями могут выполнять наиболее часто используемые команды.
Поворотом кнопки можно регулировать
давление, необходимое для нажатия. Кнопки можно закрепить на регулируемом кронштейне или при помощи специальной липучки, например, на руке или на поясе.
Слайд 13Головные мыши, управляемые движением головы, представляют собой беспроводное оптическое следящее
сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью
рук. Устройство фиксирует движения головы, используя их для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера.
Слайд 14Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания
суставов, отсутствие конечностей и др.) - это маленькие клавиатуры, клавиши
на которых могут быть расположены радиально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.
Маленькие клавиатуры производятся различных размеров (20-50% по отношению к обычной), клавиши на них могут иметь повышенную чувствительность. Возможно разделение ее на две части, установка на штативе (для тех, кто пользуется ртом для управления компьютером), специальное исполнение для работы только левой или только правой рукой.
Слайд 15Компьютерная клавиатура для детей, страдающих аутизмом, разработана американской компанией BlueOrb,
передает ScienceDaily со ссылкой на материалы National Science Foundation. Устройство,
получившее название OrbiTouch является компонентом копьютерной системы Project Blue Skies, задачей которой является обеспечение аутистам доступа к компьютерным технологиям.
Вместо кнопок на OrbiTouch имеются два манипулятора, напоминающие компьютерные мыши, которые можно независимо двигать вперед, назад, в стороны и по диагонали, направляя «мыши» к тем или иным цветным плашкам на корпусе устройства.
Комбинации этих «жестов» соответствуют командам и буквам, кодируемым определенными цветовыми комбинациями. Обучение использованию OrbiTouch похоже на игру и помогает налаживать контакт между аутичными детьми, их учителями или родителями.
В ряде ситуаций для детей с аутизмом интернет является более предпочтительной средой, чем «оффлайн». Однако необходимость научиться использованию традиционной компьютерной клавиатуры, как отмечается в публикации National Science Foundation, нередко оказывается для них непосильной задачей.
Использование OrbiTouch позволяет преодолеть это препятствие. Это даёт возможность аутистам выйти в онлайн и сделать, таким образом, значительный рывок в развитии и социальной интеграции.
Слайд 16 Световые перья.
Один из инструментов ввода графических данных в
компьютер, разновидность манипуляторов.
Внешне имеет вид шариковой ручки или карандаша, соединённого
проводом с одним из портов ввода-вывода компьютера. Обычно на световом пере имеется одна или несколько кнопок, которые могут нажиматься рукой, удерживающей перо. Ввод данных с помощью светового пера заключается в прикосновениях или проведении линий пером по поверхности экрана монитора. В наконечнике пера устанавливается фотоэлемент, который регистрирует изменение яркости экрана в точке, с которой соприкасается перо, за счёт чего соответствующее программное обеспечение вычисляет позицию, «указываемую» пером на экране и может, в зависимости от необходимости, интерпретировать её тем или иным образом, обычно как указание на отображаемый на экране объект или как команду рисования.
Слайд 17Принтеры Брайля, представляют собой устройства вывода текстовой информации в символах
азбуки Брайля. Эти устройства, к сожалению, издают большой шум при
работе. За последние годы едва ли не единственным реализованным в них усовершенствованием стала возможность двусторонней печати для экономии бумаги. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.
Слайд 18Универсальный принтер Брайля Emprint SpotDot
Универсальный принтер, совмещающий Брайль и цветную
печать.
Технология SpotDot™= Tiger ® Braille (самая популярная в мире технология
тиснения) + чернила.
Отпечатанные документы зрительно идентичны напечатанным на струйном принтере, а тактильно - обладают рельефом и содержат брайлевский текст.
Создает осязательные цветные рисунки и диаграммы.
Печатает рельефный текст и математические знаки.
Переводит и печатает Брайль.
Корпуса принтеров Emprint ™ SpotDot представлены в красной ("Огонь") и белой ("Лед") цветовой гамме.
Спецификация:
Только тиснение: 50 знаков в секунду.
Разрешение при печати: 300 dpi (точек на дюйм). Качество печати: улучшенное, нормальное, черновое.
Разрешение при тиснении: 20 dpi (точек на дюйм).
Интенсивность точек при тиснении: Сильное, нормальное, легкое.
Тиснение 3D :
Для тактильной передачи цвета используется 8 степеней высоты точек.
Заменяемые картриджи - распространённые на Российском рынке картриджи для струйных принтеров.
C 6656 A Hewlett Packard Type 56 черный.
C 6657 A Hewlett Packard Type 57 трехцветный.
Размер бумаги:
A 4
US Letter ( 8.5" x 11" )
Legal ( 8.5" x 14" )
Слайд 19Электронные записные книжки для слепых
Электронные записные книжки для слепых позволяют
им набирать шрифтом Брайля заметки, номера телефонов, адреса и т.д.,
а затем вызывать нужную запись или переносить их в компьютер для последующего преобразования в обычный текст или в речь. Такая записная книжка может быть подсоединена к любому персональному компьютеру и, в комплекте с программой экранного доступа, преобразовать его в рабочее место слепого пользователя. Многоязыковая поддержка вывода речевой информации.
Слайд 20Braille e-book - электронная книга для незрячих
В основу разработки вошел
электроактивный полимер, который заменил стандартный экран книги и под воздействием
электромагнитных импульсов преобразовывается в рельефно-точечный шрифт Брайля. При этом разработана электронная книга так, что иметься возможность менять размеры шрифта на экране – незаменимая функция, предоставляющая комфортно пользоваться прибором всем незрячим без исключения. Сама по себе Braille e-book очень легкая в использовании и эксплуатации. Информация может быть перенесена в нее из простого компьютера. А главным достоинством выступает огромное количество памяти и возможность занести много информации в одно устройство. Также в электронной книге иметься встроенная функция голосового воспроизведения текста, что не мало важно для пользователей в том или ином случае.
Braille e-book – отличное решение для пользователей, которые любят читать и не имеют возможности ходить по специальным библиотекам и читать обычную печатную продукцию.
Слайд 21 Устройства типа "Электронная лупа"
Представляют собой телевизионные увеличители, которые
проецируют изображение бумажных документов на экран монитора или телевизора. Эти
устройства снабжены видеокамерой с автофокусированием, монитором (PC&Mac совместимым), подвижным столиком.
Слайд 22Средства для людей с расстройствами слуха
Несколько производителей выпускают специальные телекоммуникационные
комплекты для людей с тяжелыми нарушениями слуха и глухих, т.е.
тех, кому из-за ослабления слуха необходимо общаться с другими при помощи языка жестов или же при помощи вспомогательных средств.
Эти комплекты состоят из модема и программного обеспечения. Кроме того, на рынке появляются карманные устройства, позволяющие записывать речь, а затем после преобразования в текст выводить ее на принтер. Пользователи с ослабленным слухом могут также задействовать встроенную в операционные системы Windows и Mac OS возможность замены звуковых предупредительных сигналов на экранные индикаторы.
Слайд 23Роль информационных технологий.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с
различными нарушениями развития – это и речевые патологии, и нарушения
опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. На страницах специализированных педагогических изданий и сайтов все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.
Роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерно-опосредованных технологий деятельности постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Слайд 24Настольная система "Видимая речь" на базе персонального компьютера для формирования
и коррекции фонетической стороны речи.
Данная программа предназначена для работы
как с детьми, так и взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.
Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.
Слайд 25При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых
компонентов звучащей речи:
речевое дыхание
голосообразование – наличие и отсутствие голоса
голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.
В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.
Слайд 26Jaws for Windows
Jaws for Windows - самая популярная в мире программа
экранного доступа, работающая на ПК в среде Windows. Jaws даёт
возможность получить доступ к необходимому Вам программному обеспечению и интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту. Jaws также позволяет выводить информацию на обновляемый дисплей Брайля.
Программа работает под управлением операционных систем Windows 7, Vista, XP и более ранних.
Начиная с версии JAWS 8.0 поставляется дополнительный набор совместимых синтезаторов речи: Английский, итальянский, испанский, немецкий, португальский, русский, французский, финский и другие.
Слайд 27Системы речевого вывода данных
Эти системы представляют собой малогабаритные и удобные
в применении устройства связи, которые преобразуют в речь сообщения, вводимые
при помощи клавиатуры. Система предусматривает возможность подключения принтера или же может быть подключена к компьютеру.
Слайд 28Программы увеличения текста
Эта технология предназначена для пользователей с ослабленным зрением.
Системы экранного увеличения отличаются многообразием, от простой функции увеличения кегля
шрифта до сложных продуктов, которые могут работать в паре с модулями считывания экранной информации. Наиболее распространной и мощной программой увеличения изображения является программа ZoomText, которая обеспечивает: увеличение информации, от 2-х до 16-кратного; одновременную работу с несколькими (до 8) окнами увеличения, занимающими как всT пространство экрана, так и его часть; плавную прокрутку увеличенной информации во время перемещения в каждом окне увеличения; настройку контрастности цветов.
Слайд 29Программы экранного доступа
Обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на
монитор, и применение брайлевских дисплеев для чтения текстовой информации рельефно-точечным
шрифтом. Программы экранного доступа основаны на технологиях синтеза речи. Эти программы обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтез речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на брайлевские дисплеи.
Слайд 30Duxbury Braille Translator ( DBT )
Duxbury BrailleTranslator ( DBT )
– это программа, которая осуществляет двунаправленный перевод.
Обыкновенный шрифт переводится в
азбуку Брайля и обратно. Но этим ее свойства не ограничиваются. DBT - это полнофункциональный текстовый редактор, при помощи которого можно подготовить любой документ к печати по брайлю на нескольких десятках языков, в самых разнообразных кодировках.
Duxbury BrailleTranslator позволяет импортировать файлы в формате MS Word, WordPerfect, HTML.
Текст также можно создавать непосредственно в редакторе DBT. Вводить его можно как обычным способом, так и азбукой Брайля. Во втором случае клавиши основного ряда клавиатуры работают как клавиши брайлевской печатной машинки.
Слайд 31Ссылки на использованные источники информации в Интернет:
http://www.dislife.ru/flow/theme/873
http://www.ped.vslovar.ru/550.html
http://www.myshared.ru/slide/259276/
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
http://wiki.saripkro.ru/index.php/%22%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%28%D0%98%D0%9E%D0%A1%29_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E%22/_08.11.2012_%D0%B3.
Слайд 32Какой нормативный документ регламентирует использование технических средств в учебном заведении?
ПОЛОЖЕНИЕ
о правилах использования сети Интернет.
Санпин 2.1.2.2645-10 с изменениями на 2014
год для школ
Слайд 34Какое образование называют инклюзивным?
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
— процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для
всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 35Какими возможностями для детей с особыми образовательными потребностями обладает дистанционное
обучение?
Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов
Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций
обеспечивает возможность:
чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;
интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;
доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;
организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.
Основные цели дистанционного образования можно свести к следующим:
Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков.
Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).
Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.
Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся должен уметь выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного по электронной почте материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.
Среди критериев эффективности дистанционного обучения выделяются 2 категории:
Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения.
Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.